Внеклассное занятие, посвященное игровым стихам Юнны Мориц
Представляю методическую разработку внеклассного занятия из авторской программы «Вдумчивое чтение», 3 класс, раздел 1 «Вверх ногами» с использованием учебного пособия «Читательский портфель для 3 класса». В статье представлены материалы и фотографии с занятия по внеклассному чтению в МБОУ СОШ №49 г. Новоуральска Свердловской области (занятие провела педагог 1 квалификационной категории Наталья Ивановна Петухова.
Цель занятия:
Сформировать первичные представления третьеклассников о своеобразии произведений Ю. П. Мориц; углублять интерес обучающихся к поэтическому слову.
Предметные задачи занятия:
- Совершенствовать следующие читательские умения: умение воссоздавать в своем воображении образные картины; умение выразительно читать стихи, умение ориентироваться в тексте, делать выводы, обобщения.
- Развивать творческую фантазию школьников, их способность удивляться и радоваться необычному поэтическому слову.
- Воспитывать чувство любви к поэзии, расширять культурный кругозор обучающихся.
Универсальные учебные действия:
- личностные: формировать учебно-познавательный интерес к новому учебному материалу, способность к самооценке на основе критерия успешности учебной деятельности;
- регулятивные: учить понимать и сохранять учебную задачу, адекватно воспринимать оценку учителя и одноклассников;
- познавательные: учить строить речевое высказывание в устной форме, выделять существенную информацию из художественного текста.
Оборудование: компьютер, экран, проектор, презентация, выставка книг поэтессы, иллюстрации.
Ход занятия
1. Актуализация знаний
Педагог: Сегодня наше внеклассное занятие я предлагаю начать с песни.
Звучит аудиозапись песни «Большой секрет для маленькой компании» в исполнении Сергея и Татьяны Никитиных, на стихи Ю.Мориц.
– Ребята, вам знакома эта песня? О ком эта песня? (О весёлой компании). Верно. Для общения нужна хорошая компания. У нас собралась неплохая компания. Много гостей. И нам с вами есть о чём поговорить.
2. Введение в тему
Педагог: Говорить мы с вами будем о том, что трудно порой представить в голове, где всё наоборот. Кто догадался к какой необычной, весёлой теме мы возвращаемся? («Вверх ногами»).
– Правильно, молодцы! Мы встретимся с веселыми, озорными и добрыми стихами поэтессы Юнны Мориц.
Выходит ученица, рассказывает о Юнне Мориц:
– Юнна Петровна Мориц родилась 2 июня 1937 года в Киеве. Первое стихотворение она написала в четыре года. Например:
Ослик встал на табуретку.
Ослик съел свою таблетку.
Наконец-то горло
У него продёрло!
Школу закончила с золотой медалью. Самые популярные ее сборники стихов – «Большой секрет для маленькой компании», «Домик с трубой», « Ежик резиновый», Собака бывает кусачей», « Тумбер – бумбер», «По закону – привет почтальону».
3. Выставка книг Ю.Мориц
Педагог: Захотелось ли вам познакомиться с произведениями Юнны Мориц? Итак, пришло время познакомиться с произведениями Юнны Мориц. А начнём мы с выставки ее книг.
Учитель обращает внимание детей на выставку.
Педагог: Ответственным за выставку у нас была Алина. (Выходит ученица). Посмотрите, какая замечательная выставка у нас с вами получилась, она пополнялась вами, мной и библиотекарем в течение двух недель. Сейчас Алина выступит в роли экскурсовода и возьмёт интервью у тех, кто пополнял выставку книгами.
Несколько учеников выходят к доске. Алина:
– Покажите и назовите книгу. Перечислите любимые произведения. Чем понравились вам эти стихи?
Дети называют и показывают книгу, которую они принесли, и перечисляют любимые произведения, которые в нее вошли.
Педагог: Произведения Юнны Мориц наполнены любовью. Она любит своих читателей и до сих пор встречается с ними. Стихи её смешны и необычны. В них прослеживается изящная игра со словами. Стихи её вызывают улыбку и смех. Ребята, вам бы хотелось отправиться в необычное путешествие в страну стихов поэтессы Юнны Мориц? Для этого вам придется разгадать азвание этой страны.
Название записано на доске, но оно закрыто. По нескольким буквам вам нужно его отгадать. Первые три (четыре) буквы откроют… (Дети переворачивают листочки).
Кто же догадался, как называется эта страна? (Дети называют. На доске появляется надпись «Хохотальная путаница»).
– Что необычного в этом названии?
– Как вы думаете, какая это страна?
– С какими стихами мы в ней познакомимся? Это и будет тема нашего занятия!
4. Работа над заглавным стихотворением «Хохотальная путаница»
Педагог: Открываем учебное пособие «Читательский портфель» на с. 28, и первое стихотворение, которое мы с вами прочитаем, так и называется «Хохотальная путаница».
Перед чтением установочное задание:
– Интересно, о чём же будет это стихотворение? (Предположения детей).
– Послушайте его, а потом расскажете, что удивило вас в этом стихотворении.
Стихотворение читает подготовленный ученик. Остальные следят по тексту.
После чтения беседа:
– Какие картины вы представляли, когда слушали стихотворение?
– Что необычного в этом стихотворении? (У медведя в бороде мармелад, арбуз летит, кудрявая каша…).
– Что еще удивило вас в этом стихотворении? (Неодушевлённые предметы оживают).
– Могло ли это быть на самом деле?(Нет, это все выдумка, фантазия Ю.Мориц).
– Легко ли это представить в голове? (Нет).
– Что бы вы нарисовали к этому стихотворению?
– А теперь посмотрим, как справились с этим трудным заданием профессиональные художники? (Учитель показывает иллюстрации).
Педагог: Да, в стихотворениях поэтессы царит весёлая путаница, в них можно выдумыть всё, что угодно, фантазировать, сочинять небывалые слова. В стихах Юнны Мориц всё непредсказуемо. Ребята, а вы знаете, что Юнна Мориц не только сочиняет, но и очень выразительно, весело читает свои стихи?
5. Работа над стихотворением «Сто фантазий»
Педагог: Захотелось ли вам послушать Юнну Мориц? Мы послушаем, как она читает свое стихотворение «Сто фантазий», попробуйте определить основное настроение произведения.
Прослушивание стихотворения «Сто фантазий» в исполнении автора. После слушания беседа:
Скажите, какие чувства возникли в вашей душе? (Радость, восторг, восхищение).
– Определите основное настроение произведения.(Игровое, весёлое, энергичное).
– Как автору удалось создать такое настроение? Я предлагаю прочитать стихотворение самостоятельно «про себя» и подчеркнуть слова, передающие игровое настроение стихотворения.
Самостоятельное чтение школьниками стихотворения Ю. Мориц «Сто фантазий» «про себя». После этого дети зачитывают необычные, веселые слова: Рыбка-живоглот, чистокровный кашалот, чистокровный бегемот и т.д.
– Может ли это произойти в действительности? (Нет). Почему? (Бегемот и кашалот – большие и не поместятся в сачок, кашалот не поместится в банке и бегемота нельзя зажать под мышкой...).
– К чему призывает автор в этом стихотворении? (Мечтать, фантазировать, смеяться).
– Захотелось ли вам попробовать прочитать это озорное стихотворение вслух для всех? На что нужно обратить внимание? (Темп, интонация, выделение необычных слов. Подготовка к выразительному чтению).
Учитель предлагает прочитать стихотворение выразительно вместе с автором. Пробы совместного выразительного чтения.
Физ.пауза: учащиеся двигаются под стихотворение «Сто фантазий», изображают героев.
6. Работа над стихотворением «Букет котов»
Педагог: Ребята, а вот ещё одно странное, удивительное стихотворение Юнны Мориц « Букет котов».
– Что вас удивило в этом названии? (Бывает букет цветов, а не котов).
– Предположите, о чём пойдёт речь в нём? (Дети высказываются).
Выразительное чтение учителем стихотворения «Букет котов». После чтения:
– Что вас удивило в этом стихотворении?
– С чем сравнивает котов? (С цветами).
– Чем же букет котов лучше, чем букет цветов? (Он не вянет, он всегда свежий).
– Похоже это стихотворение на другие стихи Мориц? Чем? (Оно такое же веселое, необычное, озорное).
– Давайте подведём итоги. Какие стихи вам понравились больше и почему?
– Какой мир в стихах Юнны Мориц? (Странный, удивительный, веселый, здесь все наоборот).
– Какие фантазии можно придумать для этой необычной страны Хохотальной путаницы? (Ответы детей)
– Что можно сказать о самом авторе по его стихам?
Педагог: Юнна Мориц нам, читателям, открыла волшебную страну, удивительный мир своей поэзии. Её стихи – это её дети, которых она очень любит и позволяет им практически всё. В своих стихах она похожа на маленького озорного ребенка, который фантазирует, сочиняет небывалые слова, ловит сачком и удочкой Бегемота и Кашалота и собирает Букет Котов. И это очень нравится нам, ее читателям! Ее стихи будят наше воображение, заставляют нас придумывать необычные слова, героев, ситуации!
7. Творческое задание
Педагог: Вот сейчас я вам предлагаю творческое задание на развитие воображения: подумайте, что можно увидеть в обычной кляксе. Возьмите листок, разверните, рассмотрите. (У каждого на парте лежит листок, на нём клякса, выполненная на уроке рисования. Дети рассматривают кляксу, фантазируют, высказывают варианты ответов).
– На что может быть похожа ваша клякса?
– Легко ли вам было сочинять, фантазировать? (Нет).
– А что нужно для того чтобы научиться фантазировать? (Читать книги: сказки, фантастические истории).
– Вы уже догадались, почему мы с вам заговорили о кляксе? Как это связано с темой нашего занятия – кто самый сообразительный? Да, мы будем читать стихотворение Мориц о кляксе! О чем же, интересно, оно может быть? У кого развито воображение, кто может предположить, о чем будут стихи озорной поэтессы Ю.Мориц?
8. Работа над стихотворением «Замечательная клякса»
Учитель начинает выразительное чтение стихотворения «Замечательная клякса». После чтения беседа:
– Что необычного вы услышали в этом стихотворении? (Всё запутано, непредсказуемо).
– А есть в этом необычном стихотворении реальные вещи? Назовите, зачитайте! (Судоходная река, для судов и судака).
– Что же здесь выдумано, странное, необычное? Назовите, зачитайте! (Тудачками, сюдачками).
– В этом стихотворении замечательно переплетаются реальные вещи с выдуманными и они гармонируют. Автор легко и красиво играет со словами, развивая воображение детей:
Туда плывут с тудачками,
Сюда плывут с сюдачками,
Отражаются в реке
Судаки с чудачками,
Чудаки с судачками.
– Вот как Юнна Мориц сама про себя говорит: «Я – весёлый хулиган, игрослов, наоборотчик, сам-себе-переворотчик, знаток Больших Секретов для маленькой компании». (Эти написаны на доске в качестве эпиграфа к уроку – учитель открывает их на этом этапе).
– Вот что Мориц пишет в предисловии к сборнику «Большой секрет для маленькой компании»: «Ради такого серьёзного дела, как стихи для вас, я могу превращаться в Пони, в Весёлую лягушку, в Хохотальную путаницу, чтобы вы, мои дорогие, купались в Море Чудес»!
– Мы прочитали четыре стихотворения Юнны Мориц. Дома нарисуйте иллюстрацию к тому стихотворению Юнны Мориц, которое показалось вам самым необыкновенным. Можно нарисовать в пособии «Читательский портфель», а можно на альбомном листе. Тогда из ваших рисунков мы сделаем сборник иллюстраций к веселым стихам Ю.Мориц.
9. Итоговое обобщение о характере поэзии Юнны Мориц
Педагог: Чем запомнились вам стихи Юнны Мориц? Какой мир создаёт она в своих стихах? Придумайте определение для стихов Ю.Мориц.
Работа детей в парах: каждая пара должна назвать свое определение для стихов Мориц. Дети на альбомных полосках пишут слова большими буквами. Выходят и прикрепляют на доску.
Педагог: В заключении мы сейчас прочитаем ее стихотворение «Чтоб летали мы все и росли». Это своеобразный наказ поэтессы своим любимым читателям!
Выразительное чтение учителем стихотворения «Чтоб летали мы все и росли» на с. 29 в учебном пособии. После чтения:
– Как вы поняли это стихотворение автора?
Дети отвечают, а после их ответов педагог формулирует вывод:
– Автор призывает читателей к творчеству, полету мыслей и чувств; только сильный человек «с крыльями за спиной» (с фантазией, с вдохновением, со светлыми мыслями в голове) может преобразить мир, сделать его прекраснее.
10. Рефлексия
– Что нового и интересного узнали о писательнице Юнне Мориц?
– С какими из ее стихов познакомились впервые?
– Какие из ее произведений с удовольствием перечитали?
– Какие из ее сборников стихов обязательно возьмете прочитать в библиотеке?
– Чем понравилось данное занятие?
– Отметьте, понравились ли вам эти стихотворения. (Дети ставят в учебном пособии отметку стихам писательницы. Педагог попросить детей аргументировать их «оценку» стихам поэта, так как это очень ответственное дело, ведь мы оцениваем настоящего взрослого поэта).
– Занятие окончено, спасибо за работу.
После занятия.
Нажмите на кнопку вашей социальной сети и поделитесь информацией с вашими коллегами.