Урок по стихотворению К. Д. Бальмонта «Осень» («Поспевает брусника, стали дни холоднее...»)
Известное стихотворение «Осень» Константина Дмитриевича Бальмонта включено во многие учебные хрестоматии как начальной, так и средней школы: например, во 2 классе по УМК «Школа России», в 3 классе по программе «Гармония». Представляю авторскую разработку урока по литературному чтению по теме: Стихотворение К. Д. Бальмонта «Осень».
Произведение поэта по праву входит в фонд классики Серебряного века русской поэзии. Оно наполнено тихой грустью, чувством утраты и одиночества. Осень для поэта — живое существо, поэтому он пишет это слово как имя, с большой буквы.
Предметные задачи урока:
а) раскрыть основное настроение стихотворения (тихой грусти и нежности);
б) совершенствовать умение рисовать словесные картины;
в) развивать воссоздающее и творческое воображение;
г) расширять литературный кругозор.
Ход работы
1. Подготовка к первичному восприятию текста
Это может быть литературно-художественная композиция по стихам русских поэтов об осени. Как вариант – задание на «пробуждение» творческого воображения детей, их настроя на эмоциональный тон стихотворения: «Давайте представим осеннюю пору! Какое небо? Какие деревья, кустарники, цветы? Пофантазируем, с каким настроением летят осенние листочки к земле, о чем они вспоминают, о чем мечтают?»
2. Первичное восприятие текста
Выразительное чтение учителем стихотворения Константина Дмитриевича Бальмонта «Осень», подготовленным учеником, возможен просмотр видеклипа с предварительной установкой на восприятие: «Вслушайтесь в настроение этого стихотворения!»
Поспевает брусника,
Стали дни холоднее,
И от птичьего крика
В сердце только грустнее.
Стаи птиц улетают
Прочь, за синее море,
Все деревья блистают
В разноцветном уборе.
Солнце реже смеется,
Нет в цветах благовонья.
Скоро Осень проснется
И заплачет спросонья.
Проверка восприятия: Какое настроение было у вас при восприятии этого стихотворения? Тихое, нежное, грустное, печальное. Кто-то из детей может сказать, что он наслаждался картинами природы, изображенными поэтом.
3. Анализ текста
3.1. Перечитывание стихотворения с целью получения ответов на вопросы:
► Что необычного в изображении осени у Бальмонта? Учащиеся должны обратить внимание на то, что слово «Осень» написано с большой буквы.
► Почему это слово написано с большой буквы? Поэт одушевляет осень, для него это имя живого существа.
► Какие явления природы Бальмонт еще одушевляет? Солнце у него «смеется», деревья «блистают», как нарядные красавицы, Осень «плачет с просонья».
► Встречали ли мы у других поэтов одушевление природы и осени? Дети могут вспомнить прозвучавшие в начале урока строчки из стихов Пушкина, Бунина, Есенина.
3.2.Учитель предлагает творческое задание, связанное со словесным рисованием. Оно направлено на развитие воссоздающего и творческого воображения читателя: «Давайте представим, что мы художники. Нам дано задание нарисовать иллюстрацию к стихотворению поэта. Что нам для этого нужно сделать? Внимательно перечитать стихи и определить, что будет на нашей иллюстрации».
Учащиеся перечитывают текст и предполагают, что раз поэт одушевил осень, то ее можно нарисовать в виде живой девочки.
► Какое будет выражение лица у девочки Осени? Школьники находят в тексте подтверждение своим мыслям: «В сердце только грустнее», «И заплачет спросонья». Коллективный вывод: у девочки грустное, печальное, заплаканное выражение лица. От чего может заплакать девочка? От одиночества, от того, что ее покидают птицы, цветы, солнце. Дети фантазируют, пытаясь осмыслить причины слез.
► Какое явление природы хотел изобразить Бальмонт под слезами девочки Осени? Осенний дождик. Как удивительно изобразил природу поэт! Оказывается, она у него живая, и у нее тоже бывают слезы.
► Какие краски вы выберете для рисунка? Учащиеся самостоятельно перечитывают стихотворение с карандашом с целью найти слова-подсказки в тексте. Они должны подчеркнуть следующие слова и выражения, создающие цветовую палитру стихотворения: «поспевает брусника», «синее море», «в разноцветном уборе», «солнце реже смеется». В результате коллективного обсуждения дети предлагают отобрать для рисунка цвета: бордовый, желтый, синий, а также и другие – «разноцветные».
► Что вы нарисуете вокруг девочки Осени? Ответ на этот вопрос в стихотворении, которое опять нужно внимательно перечитать. Дети предлагают свои варианты с опорой на текст: ягоду бруснику (эта ягода поспевает в конце августа – начале сентября), в небе улетающих птиц, солнце за тучами (оно «редко смеется»), деревья в разноцветном – золотом, багряном и зеленом уборе, вдалеке синее море.
► Как поэт относится к Осени, которая вот-вот заплачет? С нежностью, с грустью, ему ее жалко, и он одновременно любуется ею.
3.3. На этом этапе урока учитель может рассказать о поэте Бальмонте для того, чтобы конкретизировать образ его лирического героя и вместе с тем расширить литературные представления учащихся о русской поэзии начала ХХ века.
Константин Дмитриевич Бальмонт (1867–1942) был назван другим русским поэтом Александром Блоком «поэтом с утренней душой», которому «никто ... не равен в его певучей силе». Бальмонт родился в центре России, в деревне Гумнищи Владимирской губернии в семье небогатого помещика и дочери генерала. Как и многие русские писатели-дворяне, он пронес через всю свою жизнь нежную и грустную любовь к своей малой родине.
Родители, по признанию самого поэта, оказали на него огромное влияние. Мать Бальмонта, высокообразованная, умная женщина, ввела будущего поэта в мир музыки, словесности, истории, языкознания. «Совсем иное влияние оказал на меня отец, – так писал позднее Бальмонт. – Необыкновенно тихий, добрый, молчаливый человек, ничего не ценивший в мире, кроме вольности, деревни, природы и охоты... С ним, еще в самом начальном детстве, я глубоко проник в красоту лесов, полей, болот и лесных рек».
Это радостное ощущение детства и родных мест «среди цветов и песнопений» родилось из десятилетнего пребывания в деревне. Именно там он был окружен «первыми весенними песнями птиц, первыми побегами теплого ветра по белому царству цветущих яблонь и вишен, волшебными зарницами». Там были с ним народные песни и сказки, стихи Пушкина, Лермонтова и Кольцова. Все это осталось самыми сильными впечатлениями, запомнившимися на всю жизнь.
В начале ХХ века Бальмонт стал одним из самых читаемых и почитаемых поэтов. Им восторгались, его стихи заучивали, декламировали с эстрады, сочиняли романсы на его произведения.
В 1905 году Бальмонт выпустил сборник стихов под названием «Фейные сказки». Книгу он посвятил своей четырехлетней дочке. В этом сборнике и было помещено стихотворение «Осень». Валерий Брюсов, знаменитый поэт начала ХХ века, восторженно отозвался об этой книге: «... родник творчества Бальмонта снова бьет струей ясной, хрустальной, напевной. В этих детских песенках ожило все, что есть самого ценного в его поэзии, что дано ей, как небесный дар, в чем ее лучшая вечная слава. Это песни нежные, воздушные, сами создающие свою музыку».
3.4. На заключительном этапе возможна работа над выразительностью чтения этого «хрустально-напевного» стихотворения Бальмонта. После обсуждения техники выразительного чтения учащиеся приходят к следующим выводам: «Темп чтения неторопливый. Будем читать негромко, с интонацией грусти и нежности. Постараемся передать в конце стихотворения настроение одиночества и плаксивости».
В качестве одного из вариантов домашнего задания учитель предлагает школьникам: «Нарисуйте, какой вы представляете себе Осень в изображении Константина Дмитриевича Бальмонта».
Статья из сборника «Уроки литературы в начальной школе,
или Как сформировать вдумчивого читателя».
Екатеринбург, 2002 г.
Рекомендую изучить:
► Учебно-методический комплект «Вдумчивое чтение» для 1 класса.
► Учебно-методический комплект «Вдумчивое чтение» для 2 класса.
► Учебно-методический комплект «Вдумчивое чтение» для 3 класса.
► НОВИНКА! Мой видеоканал на youtube
► НОВИНКА! Видеоуроки по литературе
► НОВИНКА! Онлайн викторины и тесты по литературе
Нажмите на кнопку вашей социальной сети и поделитесь информацией с вашими коллегами.