Так как же приобщить современного ребенка к чтению?

В России из года в год насчитывает все большее число нечитающих детей и подростков, а учителя уже много лет слышат негодующие возгласы родителей:

  • Наши дети ничего не читают! Сделайте что-нибудь!
  • Почему мой ребенок не читает?
  • Почему в его годы мною была прочтена вся домашняя библиотека, а он лежит с открытым первым разворотом и спит, так и не осилив первой страницы?
  • Почему чтение они легко могут променять на просмотр мультика, который смотрели уже несколько раз?

К сожалению, и сами учителя все чаще и чаще повторяют эти печальные слова – современные дети не хотят читать!

Кого же винить в этом? И, главное, что же в этом случае делать? 

Можно ли что-то сделать или историю вспять уже не повернуть? Есть ли какие-то универсальные и в то же время простые и понятные всем родителям и педагогам рекомендации по привитию любви к чтению?

Да! Такие советы есть! Вот она – книга о том, как привить детям настоящую любовь к литературе!

Пытаясь ответить на вопрос «Что делать, если дети не читают?», французский писатель и педагог Даниэль Пеннак написал самое значительное свое произведение «Как роман».

Впервые «Как роман» вышел в России в 2005 году и вызвал огромное количество благодарных откликов читателей.

Эта веселая, живая и увлекательная книга покорила миллионы читателей во всем мире. Этот своеобразный манифест в защиту чтения стал настольной книгой для тех, кому небезразлична судьба книги в современном обществе. 

«Как роман» состоит всего лишь из 174 страниц. Но каждая из них наполнена юмором и афоризмами, которые хочется перечитывать снова и снова, закрепить в виде неоспоримых законов о детском чтении. 

Позволю себе дать обширную цитату из книги Пеннака, чтобы вам, возможно, захотелось ее прочитать целиком.

Даниэль Пеннак. Как роман

* * *

Если, как постоянно говорится, мой сын, моя дочь, молодежь не любит читать — и глагол выбран верно, именно любовь тут и ранена, — не надо винить телевизор, наше время, школу. Или все вместе, если угодно, но прежде зададим себе вот какой вопрос: что мы-то сделали с идеальным читателем, каким был наш ребенок в те времена, когда сами мы были сразу и сказителем, и книгой?

Мы же предали его! Да еще как!

Когда-то мы составляли — он, сказка и мы — нераздельную Троицу, воссоединявшуюся каждый вечер; теперь он оставлен один на один с враждебной книгой.

Легкое течение нашей речи делало и его невесомым; теперь непроглядное кишение букв душит самую попытку предаться мечте.

Мы приобщили его к путешествиям со скоростью мысли; теперь он раздавлен тупостью усилия.

Мы одарили его вездесущностью — теперь он узник своей комнаты, класса, книги, строки, слова.

Куда же спрятались волшебные персонажи: братья, сестры, короли, королевы, все гонимые злодеями герои, которые избавляли его от груза бытия, призывая к себе на помощь? Возможно ли, чтобы они были как-то связаны с этими жестоко расплющенными следами чернил — буквами? Возможно ли, чтобы эти полубоги были так мелко искрошены и сведены к типографским значкам? Чтобы книга превратилась вот в этот предмет? Странная метаморфоза! Обратная магия. И он, и его герои вместе задыхаются в толще книги!

И не меньшая метаморфоза — ожесточение, с каким папа и мама, не хуже чем учительница, требуют, чтобы он высвободил замурованные грезы.

— Ну, так что же произошло с принцем? Говори, я жду!

И это — родители, которые, читая ему сказки, никогда, никогда не трудились выяснять, понял ли он, что Спящая Красавица уснула из-за того, что укололась веретеном, а Белоснежка — из-за того, что съела яблоко. 

— Отвечай: что произошло с принцем, когда отец выгнал его из замка?

Мы настаиваем, настаиваем. Господи боже, это ж в голове не укладывается — чтобы мальчишка не мог понять содержание каких-то пятнадцати строк! Пятнадцать строк, было бы о чем говорить!

Раньше мы ему читали — теперь мы за ним считаем.

— Раз так, сегодня никакого телевизора!

Так-так…

Да… Телевизор, возведенный в ранг награды — а чтение, соответственно, низведенное в разряд повинностей… наша находка, не чья-нибудь.

 * * *

«Чтение — воистину бич детства и почти единственное занятие, которое мы для него находим (…) Ребенку не слишком интересно совершенствовать инструмент, посредством которого его мучают; но если постараться, чтобы этот инструмент служил ему для получения удовольствия, он скоро и без вас им увлечется.

Придают большое значение поиску наилучших методик обучения, изобретают письменные столы особой конструкции, всевозможные таблицы, превращают комнату ребенка в типографскую мастерскую. (…) Как это жалко! Средство, куда более верное, чем все вышеупомянутые, и о котором всегда забывают — это желание научиться. Дайте ребенку это желание, и можете оставить в покое ваши письменные столы (…); любая методика сгодится.

Живой интерес — вот великая движущая сила, единственная, которая ведет в правильном направлении и далеко».

Конечно, конечно, это Руссо… он пришелся кстати, чтоб напомнить нам, что взрослая одержимость «умением читать» не вчера родилась. Равно как идиотизм педагогических разработок, отбивающих желание научиться.

 * * *

А радость чтения совсем рядом. Вернуть ее легко. Нужно только не ждать, чтобы прошли годы. Достаточно дождаться вечера, войти, как бывало, к нему в комнату, сесть на кровать и возобновить наше общее чтение.

Читать.

Вслух.

Даром.

Его любимые сказки.

Стоит описать, что с ним будет происходить. Поначалу он ушам своим не поверит. Пуганая ворона боится сказок! Натянув одеяло до подбородка, он настороженно замрет, ожидая вопроса:

— Ну, что я сейчас прочел? Ты все понял?

Но мы не спрашиваем. Не спрашиваем ни о чем. Мы просто читаем. Даром. Мало-помалу он расслабляется. (Мы тоже.) Постепенно к нему возвращается выражение мечтательной сосредоточенности, и мы узнаем его привычное вечернее лицо. А он узнает нас. По голосу, снова нашему. Наконец-то.

И, может быть, в первые же минуты он уснет, почувствовав такое облегчение…

Вернулось таинство Троицы: он, книга и мы (в любом порядке, ибо в том и счастье, что невозможно расположить по порядку элементы этого сплава!)...

10 правил детского чтения от Даниэля Пеннака

Вернуться в раздел «Статьи»

Нажмите на кнопку вашей социальной сети и поделитесь информацией с вашими коллегами.

MySQL: 0.0007 s, 2 request(s), PHP: 0.0607 s, total: 0.0614 s, memory (average: [^ma^], maximum: [^mm^]) , document retrieved from cache.