Стоит ли учить ребенка читать в раннем возрасте? И если да, то как?
В предыдущей публикации мы начали разговор о кризисе детского чтения и кратко описали его проявления. Сегодня хочется затронуть очень важную тему:
► Как родители могут оградить ребенка от этого пресловутого «кризиса чтения»?
► Что делать, чтобы ребенок научился любить читать художественные книги с раннего детства?
Стоит ли учить ребенка читать в раннем возрасте?
Чаще всего современные молодые мамы идут по распространенному пути: пытаются научить ребенка читать с самого раннего возраста, чуть ли не с младенчества – в год, полтора. А уж занятия чтением с 2-3 лет – это стало чуть ли не обязательной модной «фишкой» обучения младшего дошкольника.
В ход идут многочисленные методики раннего обучения чтению, которые родители найдут в сети или в близлежащих школах развития. Тут тебе и Чтение с пеленок, и кубики Зайцева, и карточки Глена Домана, и говорящие азбуки, и многое другое... И дети действительно запоминают слова с карточек и даже начинают читать с 2-3 лет.
► Нужно это или нет?
► Развивает это ребенка?
► И если развивает, то какие сферы его мышления?
На мой взгляд, не нужно, так как в этом возрасте ребенок не читает, а запоминает слова, и к осознанному чтению это не имеет никакого отношения. В данном случае мы тренируем его память, усидчивость, но это не имеет никакого отношения к развитию осмысленного, правильного чтения, а уж тем более к формированию любви к книге.
Возможно, подумает родитель, эти занятия когда-нибудь помогут моему ребенку быстрее освоить технику чтения в школе. Однако любой учитель начальных классов скажет, что в данных методиках учат читать неправильно, и потом ребенка все равно придется переучивать.
Многие мамы жалуются, что после небольшого перерыва в занятиях дети перестают читать, так как просто забывают эти картинки. Всё – красочный эффект занятий «мой ребенок читает в 2 года» – закончился. Почему?
Да потому что у ребенка еще нет потребности в чтении, он хочет СЛУШАТЬ словесные образы. Это важнейший этап в его развитии. И не надо его игнорировать или перескакивать, а читать он научится потом... в школе.
Да, да, по мнению опытных педагогов, к концу 1 класса техника чтения читающих и не читающих детей выравнивается. Все знают, что у нас нет ни одного ребенка в стране, который не умел бы читать к концу начальной школы! Более того, развитие ребенка, не читавшего до школы, настолько стремительно и удивительно для него самого, что в дальнейшем он, вдохновленный своими учебными успехами, может и опередить своих сотоварищей по классу.
Если ему не мешать любить книгу!
Как не помешать ребенку полюбить книгу?
Если честно, то ответ на этот вопрос, с одной стороны, простой и ясный, а, с другой, ему посвящено столько исследований, пособий, книг и методик, что боюсь, мы не сможем ответить на него в рамках одной статьи. Но попробую начать.
Складывать буквы в слова, навык чтения и любовь к чтению – вещи связанные, но не равные. Можно не уметь читать, но любить книги. Но чаще бывает по-другому: читать научили, а про любовь к чтению забыли или воспитали такого читателя, который, возможно, и читает со скоростью 150 слов в минуту, но добровольно книгу в руки не возьмет. Только из-под палки или ради пятерки в дневнике.
Но какая же это любовь – из-под палки?! Или ради материального поощрения? Разве такая бывает?
Настоящий читатель вырастает в семье, где любят читать! ВСЕ! Конечно, бывают и исключения: в читающей семье вырастет читательский «отступник» или, наоборот, у нечитающих родителей вырастет яростный поклонник книги... Но это и есть исключения из правила.
А главное правило такое – мы не можем заставить любить читать, мы можем только «заразить» ребенка своей любовью, искренней, настоящей. Когда чадо видит каждый день книги в руках родителей, когда в доме много книг, когда книги обсуждают в семье.
Иначе, как ребенку полюбить то, чего НЕТ? Нет домашней библиотеки, нет вечерних уютных чтений, нет доверительного дружеского разговора о любимой книге – с горящими глазами, с интонациями восхищения и настоящей влюбленности...
Сложно это или просто? Каждый ответит по-разному. А вы как считаете?
Есть ли какие-то другие, более практические советы? Конечно. Но о них в других статьях.
Рекомендую изучить:
► Учебно-методический комплект для 1 класса в электронном формате.
► Учебно-методический комплект для 2 класса в электронном формате.
► Учебно-методический комплект для 3 класса в электронном формате.
► НОВИНКА! Мой видеоканал на youtube
► НОВИНКА! Видеоуроки по литературе
► НОВИНКА! Онлайн викторины и тесты по литературе
Нажмите на кнопку вашей социальной сети и поделитесь информацией с вашими коллегами.