Урок в 3 классе по теме: Стихотворения С.Я. Маршака «Гроза днем», «В лесу над росистой поляной»
Представляю разработку урока по литературному чтению в 3 классе по теме: Стихотворения Маршака «Гроза днем», «В лесу над росистой поляной». В статье дан углубленный анализ произведений С.Я. Маршака, включенных в учебные пособия по программе «Школа России».
- На уроке школьники узнают об особенностях стихотворений С.Я. Маршака.
- Научатся выразительно читать стихотворения «Гроза днем», «В лесу над росистой поляной».
- Смогут находить в произведениях литературные приемы: звукопись, олицетворения, эпитеты, сравнения.
Учителям начальных классов предлагаю познакомиться с Рабочим листом по стихотворению С. Маршака «Гроза днем», который можно использовать на данном уроке. А также посмотреть видеоролики: Самуил Маршак. Гроза днем на (на моем YouTube канале или на RUTUBE канале) и Самуил Маршак. В лесу над росистой поляной на (на моем YouTube канале или на RUTUBE канале).
Ход урока
Учитель: Здравствуйте, ребята! 3 ноября 1887 года родился замечательный поэт, драматург и переводчик, литературный критик, автор детских книг, известных в каждой семье в нашей стране. В 2017 году мы отмечали юбилей – 130 лет со дня рождения Самуила Яковлевича Маршака.
Самуил Яковлевич Маршак всегда считал себя другом детей, любил придумывать для ребят фантастические и забавные истории, с увлечением принимал участие в их играх. Какие стихотворения Маршака вы помните?
Дети: Мы читали такие детские стихи Маршака, как «Кошкин дом», «Детки в клетке», «Рассеянный с улицы Бассейной», «Багаж», «Кот и лодыри», «Пожар», «Почта».
В учебнике литературного чтения за 3 класс тоже есть стихи поэта «Гроза днем» и «Голос в лесу». Но они совсем не похожи на детские стихи Маршака, которые мы знаем с детства. Это какой-то другой Маршак…
У.: Большинству читателей Маршак известен прежде всего как детский поэт, веселый, озорной, любящий детей. Но в этих стихах Маршак – другой. Давайте разбираться – какой? Возможно, в ходе анализа мы откроем некоторые секреты поэзии.
Часть 1.
Стихотворение «Гроза днем» впервые было опубликовано в сборнике «Избранные стихи» в 1949 году. Из его названия понятно, что оно о грозе. Давайте вслушаемся в его звуки, попытаемся представить картины грозы.
Чтение стихотворения учителем.
Д.: Я очень ярко представила себе эту картину летней грозы и даже услышала раскаты грома? Интересно, как это удалось автору?
1 часть анализа: звукопись стихотворений.
У.: В этом стихотворении поэт использует художественный прием, который называется звукопись, то есть он рисует картину звуками. Вслушайтесь в первые строки и обратите внимание на звуки. Какие звуки здесь повторяются?
По небу голубому
Проехал грохот грома,
И снова все молчит.
Здесь повторяются звуки [г] и [р] в сочетании с гласным [о] – «голубому», «проехал», «грохот», «грома». Даже сами слова «грохот» и «гром» похожи, в них ударение идет на гласную О, а начинаются они с сочетание «гр». Благодаря этому нам слышится, как будто гром грохочет в небе.
Попробуем прочитать эти строки и выделить при чтении эти «грохочущие» звуки! (Дети пробуют прочитать). Получилось услышать гром?
Д.: Мне кажется, что нужно еще усилить громкость чтения – тогда гром будет явно слышно! А что происходит со звуками в следующих строках?
У.: Читаем вслух! (Дети пробуют прочитать).
А миг спустя мы слышим,
Как весело и быстро
По всем зеленым листьям,
По всем железным крышам,
По цветникам, скамейкам,
По ведрам и по лейкам
Стеклянный дождь стучит.
Какие звуки особенно выделяются?
Д.: Я услышала много согласных звуков [с], [тс] и [к] («весело», «быстро», «листьям», «цветникам», «скамейкам», «лейкам»), с их помощью легко представить, как отскакивают от различных предметов бойкие капли дождя.
Вывод: Молодцы, ребята! Вы очень внимательные слушатели стихов. Благодаря этому вы открыли важный секрет поэзии: стихи – это прежде всего звучащая речь, и поэт особенно внимателен к звуковому строю стиха. В этом стихотворении поэт играет звуками, чтобы создать впечатление, будто слышен раскат грома и первые капли дождя стучат прямо за окном.
Когда вы будете готовить выразительное чтение стихотворения, делайте ударение на этих звуках – ведь они играют очень важную смысловую роль в создании образов природы.
2 часть анализа: особенности строфики.
А теперь давайте разберемся, как написано стихотворение. Мы уже изучали, какие бывают виды рифм и строф. В этом стихотворении строфы очень необычны, и к ним стоит приглядеться, чтобы разгадать их смысл.
В нашем учебнике 10 строк стихотворения разбиты на 2 строфы по 5 строчек, вот так:
По небу голубому
Проехал грохот грома,
И снова все молчит.
А миг спустя мы слышим,
Как весело и быстро
По всем зеленым листьям,
По всем железным крышам,
По цветникам, скамейкам,
По ведрам и по лейкам
Пролетный дождь стучит.
Действительно, стихотворение состоит из двух строф, но, оказывается, в оригинале строки в них расположены неравномерно.
Первая представляет собой терцет, или трехстишие – строфа из трех стихов.
По небу голубому
Проехал грохот грома,
И снова все молчит.
Вторая строфа – состоит из семи строчек.
А миг спустя мы слышим,
Как весело и быстро
По всем зеленым листьям,
По всем железным крышам,
По цветникам, скамейкам,
По ведрам и по лейкам
Пролетный дождь стучит.
Таким образом, схема рифмовки стихотворения выглядит так: aab cddceeb (запись схемы рифмовки на доске).
По небу голубому А миг спустя мы слышим, |
(а) (c) |
Как вы думаете, случайно ли автор так расположил строки?
Д.: Я думаю, что такие неравномерные строки не случайны. В первой, короткой, строфе изображен гром, его сильный, но короткий грохот.
У.: Молодец, Оля! Ты точно поняла значение трехстишия в этом стихотворении. А вы что думаешь о строфах, Володя?
В.: Оля здорово догадалась, и теперь и мне понятно! Смотрите, – после трехстишия автор делает паузу в ритме стихотворения, и эта пауза точно совпадает с мгновением тишины, которое наступает после раската грома. А затем поэт изображает, как начинается дождь – и он идет, идет, идет всё сильнее и сильнее – поэтому и строчек больше, их уже 5!
У.: Володя, ты тоже молодец! Вот вы и открыли еще один секрет поэзии – настоящий поэт вкладывает смысл даже в расположение и количество строк стиха, и с их помощью он помогает нам вообразить картину мира.
Вывод: теперь вы отчетливо видите, что вначале с помощью звукописи и 3-х первых строк автор создает картину грома, а затем – картину начинающего дождя.
3 часть анализа: особые выразительные средства языка.
У.: На какие слова этого стихотворения вы обратили особое внимание?
Д.: Я обратила внимание на олицетворение «проехал грохот грома». Этим глаголом передается движение грозы, она как живая. Гроза сперва приближается, гром грохочет все сильнее, потом она начинает удаляться – гром проехал. И еще мне понравился эпитет «по небу голубому». Значит, это летняя, недолгая гроза – скоро выглянет солнце.
Д.: А я обратил внимание на то, что несколько строк подряд открываются одним и тем же предлогом:
По всем зеленым листьям,
По всем железным крышам,
По цветникам, скамейкам,
По ведрам и по лейкам…
Этот прием называется повтором, и благодаря ему создается впечатление, будто барабанят капли, а дождь усиливается…
У.: Ребята, вы умницы и тонкие ценители поэзии! Да, с помощью этих средств автор рисует в нашем воображении яркую картину. Летний дождь, голубое небо, зеленые листья, цветники и скамейки, лейки – все это переносит читателя в солнечный летний день на даче и создает радостное, легкое настроение.
Д.: А вот я всё не могу понять: у нас в учебнике последняя строка стихотворения «Стеклянный дождь стучит», а в другом варианте «Пролетный дождь стучит». Разные эпитеты!
У.: Ты – очень внимательный читатель! Давай разбираться! Самуил Яковлевич был очень требовательным по отношению к себе поэтом, ведь в каждом издании в поисках более точного эпитета он менял слова в тексте стихотворения. Так в первой публикации дождь оказывается «незримым», затем «нежданным», и только потом становится «пролетным». Почему, на ваш взгляд, автор выбрал эпитет «пролетный»?
Д.: Мне понятно – автор хотел подчеркнуть, что дождь быстрый, легкий – быстро начался и быстро закончится – он пролетел.
Д.: Да, и настроение от этого эпитета становится еще более легким, летящим, воздушным…
У.: А какой образ помогает создать эпитет «стеклянный»?
Д.: С его помощью больше внимания уделено образу дождевых капель, капельки стучат как будто по стеклу, они прозрачные, как стекло…
Вывод: Вот мы открыли еще один важный секрет поэзии – для поэта важно каждое слово в стихотворении.
У.: А теперь попробуйте прочитать это стихотворение выразительно. Как будем читать? С каким настроением?
Д. : Настроение радостное, летнее, легкое!
У.: В каком темпе?
Д. Первые 3 строки читаем в замедленном темпе, а затем, когда пошел дождь, всё быстрее и быстрее.
Д: И еще не забыть: в начале стихотворения читаем громко, грозно, передаем звуки грохота грома, а затем легкие звуки дождя.
Школьники выразительно читают стихотворение. На фоне музыки один ученик читает 1-3 строки, другой ученик читает 4-10 строки.
Часть 2.
Б.: Что, друзья, продолжим путешествие по пейзажным стихам не привычного для нас Маршака? Это стихотворение тоже о лете, о природе. Давайте послушаем его и представим образные картины.
Чтение стихотворения учителем или прослушивание аудиозаписи.
В лесу над росистой поляной
Кукушка встречает рассвет.
В тиши ее голос стеклянный
Звучит, как вопрос и ответ.
И память о летнем рассвете
Я в город с собой унесу:
Пускай мне зимою о лете
Напомнит кукушка в лесу.
Припомню я лагерь, палатки
На самой опушке лесной
И птицу, игравшую в прятки,
В рассветном тумане со мной.
Д.: Я очень ярко представила себе эту картину: лето, рассвет, детский лагерь в лесу… Здорово. Я этим летом отдыхала в летнем лагере, поэтому все очень ясно себе представила.
Д.: Я обратил внимание прежде всего на кукушку, которая играет в прятки с героем. И еще я знаю, что когда в лесу услышишь голос кукушки, то нужно задать вопрос: Сколько лет осталось жить? Вот интересно, правда ли это?
У.: Да, поэтому автор пишет, что голос кукушки «звучит как вопрос и ответ». Видимо, такое описание связано именно с традицией спрашивать ее о возрасте. И ответ всегда несет какую-то тайну, потому что невозможно заранее сказать, сколько раз прокукует кукушка, но она при этом все равно дает какой-то ответ.
Перечитайте стихотворение про себя. Найдите, какие эпитеты использует автор.
Д.: Поляна – росистая. Голос кукушки – стеклянный.
У.: Как выдумаете, почему автор описывает голос кукушки как стеклянный?
Д.: Мне кажется, что ранним утром, на рассвете, голос кукушки кажется отрывистым, как острый удар по какой-то твердой поверхности. Поэтому поэт описывает этот звук эпитетом стеклянный – ему кажется, что кукушка словно бы стучит по стеклу.
У.: Сравните эти 2 стихотворения Маршака. Что их объединяет?
Д.: Оба стихотворения о природе, а также об одном времени года – о лете. Мы ярко представляем картины, описанные поэтом. Оба стихотворения наполнены радостным настроением.
Д.: Автор использует литературные приемы: звукопись, эпитеты, олицетворения: в 1 стихотворении гром – как живой, во 2 – кукушка «беседует» с героем.
У.: Молодцы! А чем различаются эти стихотворения Маршака? Предлагаю составить таблицу.
Д.: Описываются разное время суток: в 1 стихотворении описывается летний день, а во 2 – летний рассвет. И еще разное место действия – в 1 стихотворении описывается дача, а во 2 – лес.
Д.: Описываются разные явления природы: в 1 стихотворении описывается гроза, дождь, а во 2 – росистая поляна. В 1 стихотворении нет животных, а во 2 – описывается кукушка.
Д.: В 1 стихотворении нет героя, а во 2 – есть, так как есть слова «я», «мне» в этих строках:
И память о летнем рассвете
Я в город с собой унесу:
Пускай мне зимою о лете
Напомнит кукушка в лесу.
Припомню я лагерь…
А еще автор использует разные приемы: в 1 стихотворении важнее звукопись, а во 2 – эпитеты.
Запись на доске
Параметры сравнения |
«Гроза днем» |
«В лесу над росистой поляной» |
Время суток |
день |
утро, рассвет |
Место действия |
дача |
лес |
Явления природы |
гроза |
поляна |
Описания животных |
нет |
кукушка |
Наличие героя |
нет героя |
есть герой (слова «я», «мне») |
Литературные приемы |
звукопись |
эпитеты |
У.: Вы очень внимательные читатели! Так что же нового вы узнали о стихах С.Я. Маршака?
Д.: Эти стихотворения С.Я. Маршака отличаются от знакомых нам детских стихов поэта, таких как «Кошкин дом» или «Пожар».
Д.: В этих стихах автор описывает природу, лес, дачу, грозу, кукушку.
Вывод: Да, Маршак очень любил наблюдать за природой, и эти стихотворения были написаны по воспоминаниям о ярких летних картинах… В этих произведениях Маршак открывается нам, читателям, с «другой» стороны, он предстает как великолепный мастер художественного пейзажа. Подобно художнику, он с помощью литературных приемов запечатлевает яркие мгновения окружающей жизни, чтобы читатель мог увидеть, услышать и прочувствовать все радостное и красивое, что происходит в природе.
Литература по теме урока:
- Литературное чтение. 3 класс. Учеб. для общеобразовательных организаций. В 2 ч. Ч. 2 / ( Л.Ф. Климанова, В.Г. Горецкий, М.В. Голованова и др.) – 6-е изд. – М.: Просвещение, 2016. – 223 с.: ил. С. 110-111.
- Бойкина М. В., Виноградская Л.А. Литературное чтение. Рабочая тетрадь 3 класс. Пособие для учащихся общеобразовательных организаций. – 3-е изд. – М.: Просвещение, 2012. – С. 73.
- Климанова Л.Ф., Горецкий В.Г., Голованова М.В. и др. Литературное чтение. 3 кл. Аудиоприложение на электронном носителе к учебнику. В 2-х частях. – М: Просвещение, 2013.
- Б. Галанов. С.Я. Маршак. Жизнь и творчество. – М.: Детская литература, 1965. – 312 с.
Нажмите на кнопку вашей социальной сети и поделитесь информацией с вашими коллегами.