Урок в 3 классе по теме: Стихотворения С.Я. Маршака «Гроза днем», «В лесу над росистой поляной»

Представляю разработку урока по литературному чтению в 3 классе по теме: Стихотворения Маршака «Гроза днем», «В лесу над росистой  поляной». В статье дан углубленный анализ произведений С.Я. Маршака, включенных в учебные пособия по программе «Школа России».

  1. На уроке школьники узнают об особенностях стихотворений С.Я. Маршака.
  2. Научатся выразительно читать стихотворения «Гроза днем», «В лесу над росистой  поляной».
  3. Смогут находить в произведениях литературные приемы: звукопись, олицетворения, эпитеты, сравнения.

Учителям начальных классов предлагаю познакомиться с Рабочим листом по стихотворению С. Маршака «Гроза днем», который можно использовать на данном уроке. А также посмотреть видеоролики: Самуил Маршак. Гроза днем на (на моем YouTube канале или на RUTUBE канале) и Самуил Маршак. В лесу над росистой поляной на (на моем YouTube канале или на RUTUBE канале).

Ход урока

Учитель: Здравствуйте, ребята! 3 ноября 1887 года родился замечательный поэт, драматург и переводчик, литературный критик, автор детских книг, известных в каждой семье в нашей стране. В 2017 году мы отмечали юбилей – 130 лет со дня рождения Самуила Яковлевича Маршака.

Самуил Яковлевич Маршак всегда считал себя другом детей, любил придумывать для ребят фантастические и забавные истории, с увлечением принимал участие в их играх. Какие стихотворения Маршака вы помните?

Дети: Мы читали такие детские стихи Маршака, как «Кошкин дом», «Детки в клетке», «Рассеянный с улицы Бассейной», «Багаж», «Кот и лодыри», «Пожар», «Почта».

В учебнике литературного чтения за 3 класс тоже есть стихи поэта «Гроза днем» и «Голос в лесу». Но они совсем не похожи на детские стихи Маршака, которые мы знаем с детства. Это какой-то другой Маршак…

У.: Большинству читателей Маршак известен прежде всего как детский поэт, веселый, озорной, любящий детей. Но в этих стихах Маршак – другой. Давайте разбираться – какой? Возможно, в ходе анализа мы откроем некоторые секреты поэзии.

Часть 1.

Стихотворение «Гроза днем» впервые было опубликовано в сборнике «Избранные стихи» в 1949 году. Из его названия понятно, что оно о грозе. Давайте вслушаемся в его звуки, попытаемся представить картины грозы.

Чтение стихотворения учителем.

Д.: Я очень ярко представила себе эту картину летней грозы и даже услышала раскаты грома? Интересно, как это удалось автору?

1 часть анализа: звукопись стихотворений.

У.: В этом стихотворении поэт использует художественный прием, который называется звукопись, то есть он рисует картину звуками. Вслушайтесь в первые строки и обратите внимание на звуки. Какие звуки здесь повторяются?

По небу голубому
Проехал грохот грома,
И снова все молчит.

Здесь повторяются звуки [г] и [р] в сочетании с гласным [о] – «голубому», «проехал», «грохот», «грома». Даже сами слова «грохот» и «гром» похожи, в них ударение идет на гласную О, а начинаются они с сочетание «гр». Благодаря этому нам слышится, как будто гром грохочет в небе.

Попробуем прочитать эти строки и выделить при чтении эти «грохочущие» звуки! (Дети пробуют прочитать). Получилось услышать гром?

Д.: Мне кажется, что нужно еще усилить громкость чтения – тогда гром будет явно слышно! А что происходит со звуками  в следующих строках?

У.: Читаем вслух! (Дети пробуют прочитать).

А миг спустя мы слышим,
Как весело и быстро

По всем зеленым листьям,
По всем железным крышам,
По цветникам, скамейкам,
По ведрам и по лейкам
Стеклянный дождь стучит.

Стихотворения С.Я. Маршака «Гроза днем», «В лесу над росистой  поляной»

Какие звуки особенно выделяются?

Д.: Я услышала много согласных звуков [с], [тс] и [к] («весело», «быстро», «листьям», «цветникам», «скамейкам», «лейкам»), с их помощью легко представить, как отскакивают от различных предметов бойкие капли дождя.

Вывод: Молодцы, ребята! Вы очень внимательные слушатели стихов. Благодаря этому вы открыли важный секрет поэзии: стихи – это прежде всего звучащая речь, и поэт особенно внимателен к звуковому строю стиха. В этом стихотворении поэт играет звуками, чтобы создать впечатление, будто слышен раскат грома и первые капли дождя стучат прямо за окном.

Когда вы будете готовить выразительное чтение стихотворения, делайте ударение на этих звуках – ведь они играют очень важную смысловую роль в создании образов природы.

2 часть анализа: особенности строфики.

А теперь давайте разберемся, как написано стихотворение. Мы уже изучали, какие бывают виды рифм и строф. В этом стихотворении строфы очень необычны, и к ним стоит приглядеться, чтобы разгадать их смысл.

В нашем учебнике 10 строк стихотворения разбиты на 2 строфы по 5 строчек, вот так:

По небу голубому
Проехал грохот грома,
И снова все молчит.
А миг спустя мы слышим,
Как весело и быстро

По всем зеленым листьям,
По всем железным крышам,
По цветникам, скамейкам,
По ведрам и по лейкам
Пролетный дождь стучит.

Действительно, стихотворение состоит из двух строф, но, оказывается, в оригинале строки в них расположены неравномерно.

Первая представляет собой терцет, или трехстишие – строфа из трех стихов.

По небу голубому
Проехал грохот грома,
И снова все молчит.

Вторая строфа – состоит из семи строчек.

А миг спустя мы слышим,
Как весело и быстро
По всем зеленым листьям,
По всем железным крышам,
По цветникам, скамейкам,
По ведрам и по лейкам
Пролетный дождь стучит.

Таким образом, схема рифмовки стихотворения выглядит так: aab cddceeb (запись схемы рифмовки на доске).

По небу голубому
Проехал грохот грома,
И снова все молчит.

А миг спустя мы слышим,
Как весело и быстро
По всем зеленым листьям,
По всем железным крышам,
По цветникам, скамейкам,
По ведрам и по лейкам
Пролетный дождь стучит.

(а)
(а)
(b)

(c)
(d)
(d)
(c)
(e)
(e)
(b)

Как вы думаете, случайно ли автор так расположил строки?

Д.: Я думаю, что такие неравномерные строки не случайны. В первой, короткой, строфе изображен гром, его сильный, но короткий грохот.

У.: Молодец, Оля! Ты точно поняла значение трехстишия в этом стихотворении. А вы что думаешь о строфах, Володя?

В.: Оля здорово догадалась, и теперь и мне понятно! Смотрите, – после трехстишия автор делает паузу в ритме стихотворения, и эта пауза точно совпадает с мгновением тишины, которое наступает после раската грома. А затем поэт изображает, как начинается дождь – и он идет, идет, идет всё сильнее и сильнее – поэтому и строчек больше, их уже 5!

У.: Володя, ты тоже молодец! Вот вы и открыли еще один секрет поэзии – настоящий поэт вкладывает смысл даже в расположение и количество строк стиха, и с их помощью он помогает нам вообразить картину мира.

Вывод: теперь вы отчетливо видите, что вначале с помощью звукописи и 3-х первых строк автор создает картину грома, а затем – картину начинающего дождя.

3 часть анализа: особые выразительные средства языка.

У.: На какие слова этого стихотворения вы обратили особое внимание?

Д.: Я обратила внимание на олицетворение «проехал грохот грома». Этим глаголом передается движение грозы, она как живая. Гроза сперва приближается, гром грохочет все сильнее, потом она начинает удаляться –  гром проехал. И еще мне понравился эпитет «по небу голубому». Значит, это летняя, недолгая гроза – скоро выглянет солнце.

Д.: А я обратил внимание на то, что несколько строк подряд открываются одним и тем же предлогом:

По всем зеленым листьям,
По всем железным крышам,
По цветникам, скамейкам,
По ведрам и по лейкам…

Этот прием называется повтором, и благодаря ему создается впечатление, будто барабанят капли, а дождь усиливается…

У.: Ребята, вы умницы и тонкие ценители поэзии! Да, с помощью этих средств автор рисует в нашем воображении яркую картину. Летний дождь, голубое небо, зеленые листья, цветники и скамейки, лейки – все это переносит читателя в солнечный летний день на даче и создает радостное, легкое настроение.

Д.: А вот я всё не могу понять: у нас в учебнике последняя строка стихотворения «Стеклянный дождь стучит», а в другом варианте «Пролетный дождь стучит». Разные эпитеты!

У.: Ты – очень внимательный читатель! Давай разбираться! Самуил Яковлевич был очень требовательным по отношению к себе поэтом, ведь в каждом издании в поисках более точного эпитета он менял слова в тексте стихотворения. Так в первой публикации дождь оказывается «незримым», затем «нежданным», и только потом становится «пролетным». Почему, на ваш взгляд, автор выбрал эпитет «пролетный»? 

Д.: Мне понятно – автор хотел подчеркнуть, что дождь быстрый, легкий – быстро начался и быстро закончится – он пролетел.

Д.: Да, и настроение от этого эпитета становится еще более легким, летящим, воздушным…

У.: А какой образ помогает создать эпитет «стеклянный»? 

Д.: С его помощью больше внимания уделено образу дождевых капель, капельки стучат как будто по стеклу, они прозрачные, как стекло…

Вывод: Вот мы открыли еще один важный секрет поэзии – для поэта важно каждое слово в стихотворении.

У.: А теперь попробуйте прочитать это стихотворение выразительно. Как будем читать? С каким настроением?

Д. : Настроение радостное, летнее, легкое!

У.: В каком темпе?

Д. Первые 3 строки читаем в замедленном темпе, а затем, когда пошел дождь, всё быстрее и быстрее.

Д: И еще не забыть: в начале стихотворения читаем громко, грозно, передаем звуки грохота грома, а затем легкие звуки дождя.

Школьники выразительно читают стихотворение. На фоне музыки один ученик читает 1-3 строки, другой ученик читает 4-10 строки.


 

Часть 2.

Б.: Что, друзья, продолжим путешествие по пейзажным стихам не привычного для нас Маршака? Это стихотворение тоже о лете, о природе. Давайте послушаем его и представим образные картины.

Чтение стихотворения учителем или прослушивание аудиозаписи.

 

В лесу над росистой поляной
Кукушка встречает рассвет.
В тиши ее голос стеклянный
Звучит, как вопрос и ответ.

И память о летнем рассвете
Я в город с собой унесу:
Пускай мне зимою о лете
Напомнит кукушка в лесу.

Припомню я лагерь, палатки
На самой опушке лесной
И птицу, игравшую в прятки,
В рассветном тумане со мной.

Д.: Я очень ярко представила себе эту картину: лето, рассвет, детский лагерь в лесу… Здорово. Я этим летом отдыхала в летнем лагере, поэтому все очень ясно себе представила.

Д.: Я обратил внимание прежде всего на  кукушку, которая играет в прятки с героем. И еще я знаю, что когда в лесу услышишь голос кукушки, то нужно задать вопрос: Сколько лет осталось жить? Вот интересно, правда ли это?

У.: Да, поэтому автор пишет, что голос кукушки «звучит как вопрос и ответ». Видимо, такое описание связано именно с традицией спрашивать ее о возрасте. И ответ всегда несет какую-то тайну, потому что невозможно заранее сказать, сколько раз прокукует кукушка, но она при этом все равно дает какой-то ответ.

Перечитайте стихотворение про себя. Найдите, какие эпитеты использует автор.

Д.: Поляна – росистая. Голос кукушки – стеклянный.

У.: Как выдумаете, почему автор описывает голос кукушки как стеклянный?

Д.: Мне кажется, что ранним утром, на рассвете, голос кукушки кажется отрывистым, как острый удар по какой-то твердой поверхности. Поэтому поэт описывает этот звук эпитетом стеклянный – ему кажется, что кукушка словно бы стучит по стеклу.

У.: Сравните эти 2 стихотворения Маршака. Что их объединяет?

Д.: Оба стихотворения о природе, а также об одном времени года – о лете. Мы ярко представляем картины, описанные поэтом. Оба стихотворения наполнены радостным настроением.

Д.: Автор использует литературные приемы: звукопись,  эпитеты, олицетворения: в 1 стихотворении гром – как живой, во 2 – кукушка «беседует» с героем.

У.: Молодцы! А чем различаются эти стихотворения Маршака? Предлагаю составить таблицу.

Д.: Описываются разное время суток: в 1 стихотворении описывается летний день, а во 2 – летний рассвет. И еще разное место действия – в 1 стихотворении описывается дача, а во 2 – лес.

Д.: Описываются разные явления природы: в 1 стихотворении описывается гроза, дождь, а во 2 – росистая поляна. В 1 стихотворении нет животных, а во 2 – описывается кукушка.

Д.: В 1 стихотворении нет героя, а во 2 – есть, так как есть слова «я», «мне» в этих строках:

И память о летнем рассвете
Я в город с собой унесу:
Пускай мне зимою о лете
Напомнит кукушка в лесу.
Припомню я лагерь…

 А еще автор использует разные приемы: в 1 стихотворении важнее звукопись, а во 2 – эпитеты.

Запись на доске

Параметры сравнения

«Гроза днем»

«В лесу над росистой  поляной»

Время суток

день

утро, рассвет

Место действия

дача

лес

Явления природы

гроза

поляна

Описания животных

нет

кукушка

Наличие героя

нет героя

есть герой (слова «я», «мне»)

Литературные приемы

звукопись

эпитеты

У.: Вы очень внимательные читатели! Так что же нового вы узнали о стихах С.Я. Маршака?

Д.: Эти стихотворения С.Я. Маршака отличаются от знакомых нам детских стихов поэта, таких как «Кошкин дом» или «Пожар».

Д.: В этих стихах автор описывает природу, лес, дачу, грозу, кукушку.

Вывод: Да, Маршак очень любил наблюдать за природой, и эти стихотворения были написаны по воспоминаниям о ярких летних картинах… В этих произведениях Маршак открывается нам, читателям, с «другой» стороны, он предстает как великолепный мастер художественного пейзажа. Подобно художнику, он с помощью литературных приемов запечатлевает яркие  мгновения окружающей жизни, чтобы читатель мог увидеть, услышать и прочувствовать все радостное и красивое, что происходит в природе.

Литература по теме урока:

    1. Литературное чтение. 3 класс. Учеб. для общеобразовательных организаций. В 2 ч. Ч. 2 / ( Л.Ф. Климанова, В.Г. Горецкий, М.В. Голованова и др.) – 6-е изд. – М.: Просвещение, 2016. – 223 с.: ил. С. 110-111.
    2. Бойкина М. В., Виноградская Л.А. Литературное чтение. Рабочая тетрадь 3 класс. Пособие для учащихся общеобразовательных организаций. – 3-е изд. – М.: Просвещение, 2012. – С. 73.
    3. Климанова Л.Ф., Горецкий В.Г., Голованова М.В. и др. Литературное чтение. 3 кл. Аудиоприложение на электронном носителе к учебнику. В 2-х частях. – М: Просвещение, 2013.
    4. Б. Галанов. С.Я. Маршак. Жизнь и творчество. – М.: Детская литература, 1965. – 312 с.

Вернуться в раздел «Статьи»

Нажмите на кнопку вашей социальной сети и поделитесь информацией с вашими коллегами.

MySQL: 0.0006 s, 2 request(s), PHP: 0.0448 s, total: 0.0454 s, memory (average: [^ma^], maximum: [^mm^]) , document retrieved from cache.