Сказка Натальи Абрамцевой о красоте, дружбе и ... одиночестве
Приветствую вас, дорогие друзья и коллеги. Продолжаю вас знакомить с материалами, которые включены в программу «Вдумчивое чтение» для 1 класса.
Помимо учителей начальных классов, этими материалами могут воспользоваться воспитатели детских садов, педагоги дополнительного образования и, конечно, же родители детей 5-8 лет. Надеюсь, мои статьи помогут вам развивать интерес детей к чтению, художественной литературе, к книгам.
По мнению педагогов и психологов, у многих современных детей зачастую с самого раннего возраста закладываются основы «клипового мышления». Поэтому текст литературного произведения они лучше воспринимают, когда он сопровождается яркими картинками, звуковым рядом, анимацией. Тогда литературный текст становится сродни мини-мультфильму.
Особенно это актуально для детей, которые еще только осваивают технику чтения и для которых сам процесс чтения и понимания текста еще очень труден.
И хотя тексты для чтения в первом классе небольшие по объему, я все же предлагаю сначала прослушать и посмотреть видеоклип, а уже затем читать текст и пытаться его осмыслить.
В этой публикации я представила сказку Натальи Абрамцевой «Котёнок и стёклышко» и красочный видеоклип по ней. Сегодня представляю еще одно миниатюрное произведение сказочного жанра из ее творчества. Это сказка «Потеря» и видеоклип, созданный по сказке.
Сказки Натальи Абрамцевой хорошо знакомы педагогам, хотя, может быть, и не так известны среди родителей. К сожалению, они мало издаются, хотя воспитательный потенциал и художественный уровень их очень высок.
Особенно ценным является особая атмосфера ее художественного мира, нежная, добрая, пронизанная изящным лиризмом и изысканной красотой. «Сказки для добрых сердец» – так назывался один из ее сборников произведений, при этом ее тексты лишены назидательности и лобового морализаторства.
И еще в них всегда присутствует некая еле уловимая аура грусти, печали, ускользающей красоты. Возможно, это отражение драматической судьбы самого автора и понимания скоротечности мира, его даров и волшебства.
Отсюда столь трепетное отношение к извечным категориям – красоте, любви, дружбе и взаимопониманию, чудесам природы. Они особенно ценны, когда понимаешь, что прекрасное мгновение невозможно остановить, и всё проходит, исчезает...
Сказка Натальи Абрамцевой «Потеря»
Итак, смотрим видеоклип по сказке Натальи Абрамцевой «Потеря». Текст сказки размещен в «Читательском портфеле для 1 класса».
Еще больше клипов на YouTube канале «Вдумчивое чтение»
► Родителямрекомендую вместе с ребенком прослушать, посмотреть, а затем прочитать текст сказки. Попросить маленького читателя поделиться своими впечатлениями.
► Педагогам я рекомендую, провести развернутую и осмысленную работу с текстом, как до чтения, так и после чтения. Это отражено в методических рекомендациях на моем сайте «Литературная студия Елены Посашковой».
Так, после просмотра видеоклипа можно провести с детьми короткую беседу по проверке первичного восприятия сказки:
-
Эта сказка грустная или радостная?
-
Какие чувства испытали цветы, увидев себя в зеркале?
-
Отчего цветы загрустили?
-
Стоило ли зеркалу открывать цветам тайну отражения?
-
С точки зрения цветов, что важнее – собственная красота или дружба? А что важнее для вас?
После беседы, если у ребенка есть интерес, можно вместе перечитать сказку, чтобы полнее ответить на эти вопросы.
Ниже привожу для вас текст сказки Натальи Абрамцевой «Потеря», который можете прочитать дополнительно вместе с детьми после просмотра видеоклипа.
Рядом с красивым зеркалом бабушка поставила вазу. Цветы увидели своё отражение в зеркале: две гвоздики белые, две розовые и одна красная. Раньше они не видели зеркал и не знали, что такое отражение.
— Нас ждут прекрасные цветы, — сказала красная гвоздика.
— Прелестные, очаровательные, — добавили гвоздики розовые и белые.
Цветы хвалили себя и не знали об этом. Они грациозно поклонились. Те, другие, цветы тоже поклонились.
— Спросим их о чем-нибудь! — решили гвоздики.
О чём был вопрос? Неважно. Но ответа не послышалось. И потом, и после. Неужели те, другие, не хотят дружить?.. Зеркало решило раскрыть тайну. Позванивая, оно сказало, что это не гвоздики, а отражение.
— Это вы! Прекрасные, прелестные, очаровательные цветы — вы!
Зеркало не сомневалось в том, что гвоздики довольны, но они почему-то загрустили и замолчали. А потом красная гвоздика робко спросила: «Вы уверены, что тех цветов, правда, вовсе и нет?»
— Конечно, — тихо зазвенело зеркало.
— Обидно, грустно, печально… — сказали цветы. Зеркало удивилось: «Почему же не гордятся, не радуются прекрасные цветы? Ведь они, оказывается, самые-самые красивые».
А гвоздики не думали об этом и совсем не радовались. Они потеряли друзей; гвоздику красную, две гвоздики белые и две розовые…
Рекомендую изучить:
► Учебно-методический комплект «Вдумчивое чтение» для 1 класса.
► Учебно-методический комплект «Вдумчивое чтение» для 2 класса.
► Учебно-методический комплект «Вдумчивое чтение» для 3 класса.
► Учебно-методический комплект для 4 класса в электронном формате.
► НОВИНКА! Мой видеоканал на youtube
► НОВИНКА! Видеоуроки по литературе
► НОВИНКА! Онлайн викторины и тесты по литературе
Нажмите на кнопку вашей социальной сети и поделитесь информацией с вашими коллегами.