Рассказы о «счастливой семье» Анатолия Алексина

Представляю методическую разработку внеклассного занятия из авторской программы «Вдумчивое чтение», 3 класс, раздел 1 «Все мы родом из детства...». Полностью этот материал представлен в учебном пособии «Читательский портфель для 3 класса» и в моем методическом пособии «Вдумчивое чтение в 3 классе (с использованием учебного пособия «Читательский портфель»)». В статье представлены фотографии с занятия по внеклассному чтению в Лицее №12 г. Екатеринбурга.

Повести классика современной детской и юношеской литературы А. Г. Алексина адресованы в первую очередь читателям от 12-13 лет, поэтому они вряд ли знакомы младшим школьникам. Однако небольшие по объему рассказы писателя вполне доступны для восприятия третьеклассников. Книги Алексина в достаточном объеме есть в школьных и домашних библиотеках. Именно поэтому в третьем классе можно начать важную работу: сформировать начальные представления обучающихся о произведениях этого известного автора, подготовить их к восприятию более сложных повестей Алексина в подростковом возрасте.

Произведения этого писателя интересны и тем, что главной темой его литературного творчества является тема семьи, сложных взаимоотношений ребенка, подростка с самыми близкими людьми – отцом, матерью, братом, сестрой… Многие рассказы и повести Анатолия Алексина составляют  как  бы  единый цикл,  который условно можно назвать «Ребенок в мире взрослых». Повести и рассказы Алексина — настоящая «мастерская доброты». Они учат добру и справедливости, заставляют задуматься над сложностью человеческих характеров и отношений.


 Рассказы Анатолия Алексина

Рассказы Анатолия Алексина

 Анатолий Георгиевич Алексин – классик отечественной детской литературы, лауреат многих литературных премий. 

Каждый рассказ писателя – это размышление о том, как сложен мир вокруг нас, как можно обидеть, желая добра, как легко быть слабым и как трудно, бывает, определить, что хорошо, а что плохо. 

Герои Анатолия Алексина, обычные мальчишки и девчонки, учатся сочувствовать, сопереживать и брать ответственность за свои поступки. 

 


 Книги Анатолия Алексина всегда приносят ощущение доброты, юмора, светлого видения мира. Читая эти изящные, умные и веселые книги, юный читатель будет смеяться и нравственно взрослеть, сравнивать себя с алексинскими героями и постигать главные уроки семейной жизни. За свои произведения писатель удостоен Международного диплома им. Х. К. Андерсена и включён в почётный список имени великого сказочника. 

Подробная информация для учителя о писателе Анатолии Георгиевиче Алексине представлена в методическом пособии«Вдумчивое чтение в 3 классе (с использованием учебного пособия «Читательский портфель»)».

Цель занятия:

Сформировать первичные представления школьников о своеобразии рассказов А. Г. Алексина.

Предметные задачи:

  1. Познакомить обучающихся с особенностями рассказов А. Г. Алексина.
  2. Совершенствовать следующие читательские умения: 
  • умение предвосхищать содержание текста по его названию; 
  • умение выборочно пересказывать и перечитывать текст; 
  • умение характеризовать персонажа, его внутренний мир.

3. Углублять интерес обучающихся к внутреннему миру человека, воспитывать сочувствие к самым близким и родным людям.

Ход занятия.

1. За две недели до занятия в Уголке чтения учитель вывешивает задание: найти и прочитать рассказы писателя Анатолия Георгиевича Алексина о семье. По возможности педагог приносит в класс для самостоятельного чтения детей книги писателя, взятые в школьной библиотеке: сборники рассказов «Самый счастливый день», «Про нашу семью», «Бумажный кораблик», повести «В стране вечных каникул», «Очень страшные истории: Детективные повести Алика Деткина».

2. Занятие по внеклассному чтению, посвященное произведениям А. Г. Алексина, можно начать с выставки книг Алексина, подготовленной учителем, библиотекарем и обучающимися. Учитель обращает внимание детей на названия его книг, их жанр, на обложки и иллюстрации, просит назвать, что общего в этих книгах (дети, родители, семья, детские игры, домашний интерьер). Учитель обращает внимание детей на эпиграф к занятию, написанный на доске: «Главным моим героем всегда была семья. А.Г. Алексин».

Учитель просит высказаться тех детей, которые уже читали произведения писателя и принесли их в класс, рассказать о том, что особенно заинтересовало их в этих книгах. Несколько учеников выходят к доске, называют и показывают на выставке книгу, которую они принесли, и перечисляют рассказы, которые в нее вошли. Педагог просит назвать детей известные им книжные элементы: оглавление, предисловие, иллюстрации, титульный лист, имя автора и художника книги, название издательства, год издания). Ученики называют рассказы и повести, вошедшие в сборники книг.

3. Один из школьников читает первый абзац статьи о писатели из учебного пособия (с. 12). После этого учитель делает небольшое сообщение о самом писателе, его детстве, семье, любимых книгах. В заключении ученик заканчивает чтение статьи об Алексине в Читательском портфеле (второй абзац, с. 12).

4. Перед чтением рассказа Алексина «Самый счастливый день» педагог проводит предварительное обсуждение его темы (прием антиципации), ориентируясь на название рассказа и уже имеющиеся представления обучающихся о творчестве писателя: как вы думаете, о чем будет этот рассказ? (этот рассказ о семье, наверное, о самом счастливом дне в жизни семьи – о дне рождения, Новом годе и т.д.).

5. Выразительное чтение учителем рассказа «Самый счастливый день» из тетради. В хорошо читающем классе читать текст могут обучающиеся с хорошей техникой чтения или те, кто уже познакомился с рассказом до занятия. В середине рассказа после слов «И я твердо решил помирить маму с папой. Действовать надо было быстро, решительно. Но как?..» (с. 13) можно сделать паузу и попросить ответить детей на проблемный вопрос: «Каковы способы вы бы предложили, чтобы помирить родителей?» После кратких ответов учитель или обучающиеся дочитывают рассказ (в сильном классе возможно самостоятельное чтение рассказа обучающимися «про себя»).

6. Проверка первичного восприятия: что поразило в рассказе? Что показалось интересным, смешным? Корректировка предварительных прогнозов: что в содержании рассказа совпало с нашими ожиданиями? Что оказалось неожиданным?

7. Так как основное внимание читателей привлечено к главному герою рассказа, то учитель предлагает выполнить задание № 1 на с. 15 в учебном пособии: ответить на проблемный вопрос: «Герой Алексина заставляет страдать своих родителей, чтобы помирить их. Как ты оцениваешь его поступок?» При ответе на него необходимо обратить внимание школьников на те фрагменты текста, в которых говорится о переживаниях героя. В качестве одного из вариантов можно предложить ученикам самостоятельно перечитать текст и подчеркнуть в нем те слова, которые раскрывают внутренние страдания и сомнения героя.

При проверке учитель акцентирует внимание третьеклассников на том, как и нежно герой относится к родителям. Можно сравнить реакцию героя на телефонные звонки родителей и реплики его приятеля Женьки Могилы.

8. Затем дети выполняют задание № 3 в пособии, которое можно разбить на 2 самостоятельных вопроса: 1) Что больше всего ценит главный герой рассказа? (семейную гармонию, взаимную любовь близких людей, их теплоту и привязанность друг к другу); 2) А что для тебя значит – быть счастливым? Ответ на второй вопрос является ценностно-ориентированным, поэтому требует особой доверительной атмосферы в классе. Учителю не стоит настойчиво требовать ответов от всех школьников, важно, чтобы они попытались осмыслить (возможно, «про себя») главные ценности своей жизни.

9. Учитель предлагает выполнить творческое задание № 3 из Читательского портфеля. Первоначально его можно выполнить устно во фронтальной работе со всем классом или предложить работу в парах. Письменный вариант («Напиши о самом счастливом дне в своей жизни») дети могут выполнить самостоятельно дома и только по желанию. В этом случае следующее занятие по внеклассному чтению целесообразно начать с чтения творческих работ тех учеников, которые этого пожелают.

10. Третьеклассники выражают свое отношение к произведениям писателя Алексина, выполняя в пособии задание № 4 (с.15).

Фотографии с занятия по рассказам А. Алексина.


Оформить заказ на пособия

Вернуться в раздел «Методика»

Нажмите на кнопку вашей социальной сети и поделитесь информацией с вашими коллегами.

MySQL: 0.0006 s, 2 request(s), PHP: 0.0417 s, total: 0.0423 s, memory (average: [^ma^], maximum: [^mm^]) , document retrieved from cache.