Рассказы о природе Виктора Астафьева. «Белогрудка»
Представляю методическую разработку внеклассного занятия в 3 классе из авторской программы «Вдумчивое чтение», раздел 2. «Думают ли звери?..». Полностью этот материал представлен в учебном пособии «Читательский портфель для 3 класса» и в моем методическом пособии «Вдумчивое чтение в 3 классе (с использованием учебного пособия «Читательский портфель»)». В статье представлены фотографии с занятия по внекласснму чтению в школе с. Тарасково Свердловской области.
Произведения Виктора Петровича Астафьева не часто встретишь в современных школьных хрестоматиях для младших школьников (рассказ «Капалуха» в «Родной речи», 3 класс), хотя рассказы о природе этого писателя давно уже стали классикой современной литературы. Произведения писателя изучаются в среднем звене («Васюткино озеро», «Конь с розовой гривой»), однако и третьеклассники с удовольствием познакомятся с жанром короткого рассказа о животных. Нравственные уроки, которые может извлечь юный читатель из произведения классика отечественной литературы, имеют огромное значение в процессе воспитания гражданина, патриота своей Родины, человека, болеющего душой за окружающий мир. Результатом этого занятия должен быть искренний интерес маленьких читателей как к экологическим проблемам нашего общества, так и к книгам замечательного русского писателя Виктора Астафьева.
Подробная информация для учителя о писателе Викторе Петровиче Астафьеве представлена в методическом пособии «Вдумчивое чтение в 3 классе (с использованием учебного пособия «Читательский портфель»)».
Цель занятия:
Познакомить школьников с рассказами о природе В.П. Астафьева.
Задачи:
- Сформировать первичные представления обучающихся об особенностях произведений В. П. Астафьева
- Совершенствовать следующие читательские умения: умение составлять творческий рассказ, предвосхищать содержание рассказа по его названию, выразительно читать прозаический текст.
- Воспитывать чувство бережного отношения к природе, братьям нашим меньшим, развивать «чувство слова», воображение третьеклассников.
Ход занятия.
1. За две недели до занятия в Уголке чтения учитель вывешивает объявление о творческом задании: вспомнить случаи о встречах с животными – и на основе этого составить устный рассказ на тему «Думают ли звери?».
2. Занятие можно начать с творческого конкурса устного рассказа: обучающиеся рассказывают истории из своей жизни о встречах с животными, о их необычном поведении. Слушатели оценивают мастерство рассказчика по следующим критериям: насколько интересно событие, как автору удалось описать животное, удалось ли рассказчику затронуть сердца слушателей и ответить на вопрос «Думают ли звери?». Лучшие рассказчики награждаются.
В конце конкурса учитель задает проблемные вопросы: Умеют ли звери думать и чувствовать так же, как и люди? Как вы думаете, если бы животные умели говорить, что бы они сказали людям? Дети размышляют, отвечают.
3. После этого педагог предлагает детям познакомиться с выставкой книг нового для обучающихся писателя Виктора Петровича Астафьева, подготовленной школьным библиотекарем: школьники рассматривают обложки книг, читают названия, высказывают предположения, о ком и о чем пишет этот автор (пишет рассказы о природе и животных).
4. Педагог рассказывает школьникам, что многие произведения Астафьева посвящены простой жизни русских людей во время войны, в условиях тяжелой деревенской жизни. И это не случайно: жизнь самого писателя была нелегка. Рассказ учителя о писателе В.П. Астафьеве, о его трудной судьбе и о книгах, написанных им за долгую жизнь
5. Учитель предлагает третьеклассникам проверить, насколько они внимательные читатели: Как вы думаете, о ком или о чем будет рассказ Виктора Астафьева «Белогрудка»? Какие ассоциации у вас связаны с этим словом? (прием антиципации). Предположения детей, о чем может быть рассказ с таким необычным названием. Затем учитель поясняет: Белогрудка – это куница, лесной хищник, питается она мышами, мелкими птицами. Дети рассматривают иллюстрацию в учебном пособии на с. 19, делятся своими впечатлениями.
6. Выразительное чтение рассказа учителем. В середине рассказа после слов «Пришли ещё мальчишки, стали кормить котят сырым мясом. Потом явился хозяин и, показывая на кунят, сказал: – Зачем мучаете зверушек? Отнесите в гнездо. Пропадут…» учитель делает паузу и просит детей ответить на проблемный вопрос: «Как ребята отреагируют на совет охотника? Как вы думаете, что будет дальше?». После ответов учитель дочитывает рассказ. Проверка первичного восприятия: что особенно поразило в рассказе?
7. Так как основное внимание читателей привлечено к трагической ситуации, описанной в рассказе, педагог предлагает обучающимся самостоятельно перечитать текст и выполнить задание № 1 на с. 20 в тетради: охарактеризовать поведение Белогрудки и людей». Проверка выполненного задания.
8. Беседа по содержанию рассказа по вопросам:
- Изменилась жизнь Белогрудки с рождением детей?
- Справлялась ли Белогрудка с материнскими обязанностями? (Она была не просто матерью, а старательной мамой).
- Как похитили котят?
- Почему Белогрудка, всегда чутко улавливающая запах человека, в этот момент не почувствовала его?
- Какова первая реакция куницы на пустое гнездо?
- В каком предложении автор передал весь ужас создавшегося положения?
- Почему один из дней жизни Белогрудки писатель назвал «страшным днем»?
- Какая реакция последовала вслед за этим?
- Жители деревни считали куницу виноватой?
- Осознали мальчики свою ошибку?
- Для чего они украли котят? (Наверное, хотели превратить их в игрушку). Значит, не каждое животное может стать игрушкой. Прежде чем нести домой ежа, птенца, подумайте. Человеческие поступки не проходят бесследно. Неоправданно вторгаясь в мир природы, человек совершает преступление перед самим собой.
- Послужила история с куницей уроком для жителей деревень?
- О какой боли поведал нам автор? (Эта боль наша общая).
9. Выразительное чтение школьниками самых запомнившихся эпизодов и финального абзаца рассказа. Чтение слов писателя, оформленных в виде эпиграфа урока: «Пусть поют в лесу птицы, пусть жизнь природы идет своим чередом, а мы, люди, как можно меньше будем вторгаться в ее мир, а будем только наблюдать за ней и наслаждаться ее звуками».
10. Подведение итогов занятия: Можно ли сделать вывод, что у зверей много человеческих качеств? Если бы животные умели говорить, что бы они сказали людям?
11. Учитель включает кассету с голосами птиц и предлагает детям выполнить задание № 2 на с. 20 в тетради: дать свою оценку произведению писателя. Затем школьники по желанию делятся своими мнениями.
Фотографити с занятия по рассказу В. Астафьева.
Нажмите на кнопку вашей социальной сети и поделитесь информацией с вашими коллегами.