Рассказы Д. Н. Мамина-Сибиряка о природе и людях Урала
Конкурс «Вдумчивый читатель»
Представляю методическую разработку внеклассного занятия из авторской программы «Вдумчивое чтение», 4 класс, раздел 2 «Моя малая Родина», с использованием учебного пособия «Читательский портфель для 4 класса». В статье представлены материалы и фотографии с занятия по внеклассному чтению в МБОУ СОШ №49 г. Новоуральска Свердловской области (занятие провела педагог высшей квалификационной категории Татьяна Борисовна Возная).
Цель занятия:
Обобщить первичные представления о своеобразии рассказов о природе Урала Д.Н. Мамина-Сибиряка.
Планируемые результаты:
Личностные:
- Воспитание читательских потребностей, эстетических ценностей и чувств на основе опыта слушания и чтения произведений художественной литературы.
- Развитие эмоционально-нравственной отзывчивости и сопереживания чувствам других людей.
- Развитие умения сотрудничества со сверстниками, осмысливать поступки героев.
Метапредметные:
- Овладение способностью принимать и сохранять цели и задачи учебной деятельности, поиска средств ее осуществления.
- Овладение логическими действиями анализа, обобщения, построения рассуждения.
- Умения договариваться о распределении ролей в совместной деятельности.
Предметные:
- Знакомство с жизнью уральского писателя Д.Н. Мамина-Сибиряка, историей создания его «детских» рассказов.
- Совершенствование умения давать развернутую характеристику героя, умения ориентироваться в сборнике рассказов.
- Формирование интереса к истории, природе и людям родного края.
Оборудование: ноутбук, проектор, карточки для групповой работы, презентация.
Пояснительная записка
За две недели до занятия в Уголке чтения педагог поместила задание: прочитать рассказы Д. Н. Мамина-Сибиряка: «Емеля-охотник», «Зимовье на Студёной», «Приёмыш», «Богач и Ерёмка». Принесла в класс сборники писателя.
Первое занятие по данной теме: знакомство с творчеством Д.Н. Мамина-Сибиряка; видео экскурсия в музей в п.Висим и в Дом-музей Мамина-Сибиряка в Екатеринбурге; чтение и обсуждение статьи о Мамине-Сибиряке из «Читательского портфеля» (с. 26). Заслушали аудиозапись фрагмента «Емеля-охотник». Работа на занятии в группах (свободный выбор).
Ход занятия
I. Постановка темы и задач урока. Мотивация деятельности учащихся.
Звучит фрагмент рассказа «Приемыш».
Педагог: Вы узнали название этого рассказа? Но сегодня мы будем не только слушать, читать. Мы будем удивляться, вслушиваться, всматриваться в тексты… Надеюсь, что вы догадались, что речь пойдет о произведениях… (Указывает на портрет Д.Н. Мамина-Сибиряка, помещенный в Уголке чтения).
– Обратимся к подготовленной выставке книг. Выйдите те, кто принимал участие в составлении выставки книг. Покажите свою книгу, расскажите, откуда эта книга, где издана, для какого читателя предназначена, сколько в ней рассказов, какие в ней иллюстрации, есть ли рассказы, которые мы уже читали, как найти его в сборнике.
– Могут ли в книге «Аленушкины сказки» быть рассказы, которые мы с вами прочитали? Как догадались? Что знаете об этом сборнике сказок?
– А в этой? (Показывает книгу «Лесная сказка»). Почему?
– С писателем познакомились, произведения прочитаны… Что же еще? Поставьте задачи на занятие. Итак, на занятии узнаем, в чем особенности, своеобразие рассказов Дмитрия Наркисовича Мамина-Сибиряка о природе Урала. Предлагаю план нашей работы: кто, какой, где, как.
На доске размещает аншлаги:
Главные герои – кто
Главные герои – какие
Место действия –
Настроение –
II. Анализ произведений.
1. Обсуждение вопросов: Какой из рассказов запомнился больше всего? Какие события особенно взволновали при чтении? Какие герои полюбились больше всех? Вспомним героев.
Для проверки своих знаний выполним задание №2 на с.27 «Читательского портфеля». Сверьте каждый свою работу с работой на слайде. Оцените выполнение: поставьте себе в тетрадь + или –. Поднимите руки, кто справился с этим трудным заданием – вы по-настоящему вдумчивые и внимательные читатели!
2. Педагог: Наша землячка – художница Нина Павловна Казанцева проиллюстрировала сборник рассказов Мамина-Сибиряка «Лесная сказка». Предлагаю в группе соотнести и наклеить на карточку с гравюрой Казанцевой – карточку, на которой указано название, имена персонажей и клички животных. (Проверка фронтально).
3. О каких животных писал Дмитрий Наркисович? Посоветуйтесь в группе и укажите название произведения, подняв карточку.
4. Кто главные герои? (Аншлаг: охотники, сторожа, собаки). Теплые, задушевные краски нашел писатель для обрисовки простых людей Урала. Составьте устный рассказ об одном из них по плану, представленному в «Читательском дневнике» №4 на с. 27. (Работа в группах).
Выступление каждой группы.
– Итак, какие герои? (Аншлаг – добрые, благородные, чуткие, отзывчивые, трудолюбивые).
5. Мамин-Сибиряк – знаток природы Урала. Читая его произведения, мы в воображении путешествуем по родному краю, как будто видим суровые уральские леса, извилистые реки, узнаем, как раньше жили на Урале простые люди. Ваше домашнее задание – подготовить выразительное чтение описания природы. (Несколько учеников выступают, а остальные ребята отгадывают, из какого произведения прочитанный фрагмент).
– Итак, где происходят события? (Аншлаг – красивый, величавый, суровый Урал).
6. Каким вам показалось настроение рассказов? Воспользуйтесь словарем настроений. (Работа в группах. Аншлаг – взволнованное, печальное, трагическое).
III. Обобщение.
Педагог: Многие из вас были внимательными читателями, а все ли смогли глубоко понять и проанализировать рассказы Мамина-Сибиряка? Давайте ответим на очень трудные вопросы – что объединяет все эти рассказы уральского писателя? (Дети отвечают).
– Подведем итог: в чем же особенности рассказов Мамина-Сибиряка о природе Урала? Место действия – суровый и величавый Урал, времядействия – 19 век, главные герои – старики и собаки, общий настрой рассказов – драматический и трогательный.
– Я хочу обратиться к книге Дмитрия Наркисовича «Черты из жизни Пепко» и прочитать из нее цитату: «Неужели можно удовлетвориться одной своей жизнью. Нет, жить тысячью жизней, страдать и радоваться тысячью сердец — вот где жизнь и настоящее счастье!».
IV. Рефлексия.
– Понравились ли вам рассказы Мамина-Сибиряка?
– За что бы вы поблагодарили писателя?
Выполнение задания №5 (читательский рейтинг) из «Читательского портфеля.
Нажмите на кнопку вашей социальной сети и поделитесь информацией с вашими коллегами.