Психологизм в рассказе К. Г. Паустовского «Растрепанный воробей»
Важнейшим средством создания характера в литературном произведении является психологический анализ. Остановимся на этой стороне художественного произведения более подробно, потому что она особенно трудна для самостоятельного анализа в начальной школе.
Психологизм, по определению литературоведа А. Б. Есина, – это освоение и изображение средствами художественной литературы внутреннего мира героя: его мыслей, переживаний, желаний, эмоциональных состояний и т. п., причем изображение, отличающееся подробностью и глубиной (Есин А.Б. Принципы и приемы анализа литературного произведения. М., 2000. С. 86 – 87).
Исследователь выделяет три основные формы психологического изображения человека в литературе.
- Прямой психологизм, или художественное познание внутреннего мира персонажей «изнутри» посредством внутренней речи, образов памяти и воображения.
- Обобщенный психологизм. Писатель говорит о чувствах героя с помощью называния, вербализации процессов, которые протекают внутри. Чувства называются, но не показываются.
- Косвенный, или внешний, психологизм. В данном случае автор рисует внешние признаки и симптомы чувств, не вторгаясь прямо в сознание и психику героя.
Внешний психологизм характерен для произведений детской литературы. Так, в хрестоматийном рассказе Л. Н. Толстого «Косточка» описано, как Ваня «покраснел», «побледнел», «заплакал», т. е. автор показал внешние проявления переживаний персонажа, не изображая «изнутри» состояние Вани.
Обратимся к замечательному рассказу К. Г. Паустовского «Растрепанный воробей», включенному в детские хрестоматии. Это произведение обладает насыщенным «полем» психологизма, углубленно исследует внутренний мир героев. Для этого автор использует все основные формы психологического изображения человека в литературе. Рассмотрим, насколько возможно в начальной школе знакомить учащихся с этой стороной литературного произведения.
Задачи урока:
- раскрыть романтический и одновременно психологический характер рассказа;
- совершенствовать умение давать характеристику героя;
- формировать умение видеть роль цветовых эпитетов в создании романтической атмосферы произведения.
Ход работы
1. Подготовка к первичному восприятию: викторина по произведениям о животных других авторов (рассказы Л. Н. Толстого «Лев и собачка» и А. И. Куприна «Слон», сказки А. С. Пушкина «Сказка о рыбаке и рыбке», В. М. Гаршина «Лягушка-путешественница», Д. Н. Мамина-Сибиряка «Сказка про храброго Зайца – Длинные Уши, Косые глаза, Короткий Хвост» и др.).
Обсуждение вопроса: Что объединяет все эти произведения? Главные герои – животные. Как они изображаются? Они одушевлены, как люди, у них есть характеры, они радуются, веселятся, путешествуют, тоскуют и печалятся.
2. Обсуждение названия рассказа К. Г. Паустовского (прием антиципации): О чем он может быть? Кто будет главным героем? Первые предположения детей.
3. Выразительное чтение рассказа учителем. После чтения педагог организует проверку восприятия с помощью следующих вопросов: Что показалось удивительным? необычным? смешным? Оправдались ли наши читательские предположения? Учащиеся делятся своими впечатлениями, при желании перечитывая или пересказывая понравившиеся эпизоды текста.
4. Постановка учебной задачи: Чем похож этот рассказ на другие произведения о животных и чем отличается от них? В этом рассказе, как и в произведениях других авторов, главный герой – не человек, это животное, воробей, по его имени назван рассказ.
5. Работа над образом воробья Пашки. Повторное чтение рассказа детьми с целью уточнить представления о главном герое рассказа: Какой он, воробей Пашка?
Выборочное чтение и выборочный пересказ текста по следующему плану.
- Трудная жизнь воробьиного племени.
- Воспоминания старого воробья Чичкина.
- Спасение Пашки милиционером.
- Жизнь Пашки в Машиной комнате и его воробьиная благодарность.
- Нападение на вороний ларек.
- «Рукопашный бой» воробьев.
- Пашка на театральной сцене.
Вывод: как и другие авторы, Паустовский наделяет воробья человеческим характером, его герой верный, мужественный, находчивый и одновременно смешной. О его характере мы узнаем в основном из его поступков.
Какие еще средства создания персонажа использует автор? Необходимо обратить внимание детей на сравнение, которое автор использует для своего героя: «…как маленький пушистый снаряд». Какие качества Пашки он хотел подчеркнуть этими словами? Отвагу, независимость, стремительность, особенно привлекательные и удивительные в маленьком пушистом тельце. Самостоятельный подбор учащимися собственных оценочных эпитетов и сравнений для характеристики героя.
6. Анализ романтического характера произведения: Чем еще необычен рассказ Паустовского?
– он сказочный – в нем живут необычные предметы: старые стенные часы, стеклянный букетик, музыкальные инструменты, которые похожи на «живые добрые существа». Дети зачитывают начало рассказа с описанием часов, а затем описание музыкальных инструментов. Все явления окружающего мира – дом, сад за окнами, каменный лев у ворот, снег, зима – также одушевлены. Какое настроение создают эти ожившие предметы? Сказочное, волшебное, приподнятое;
– рассказ необыкновенно красивый: он о театре, красивом спектакле, необычной музыке. Дети зачитывают фрагмент текста с описанием театра.
В продолжение этой темы работа над цветовыми эпитетами: задание может быть представлено на доске, или учитель распечатывает для каждого учащегося индивидуальный вариант.
Дети находят в тексте представленные фрагменты, зачитывают описания цветов (фрагмент 1: черный, белый, красный, серый; фрагмент 2: голубой, розовый, золотой, лунный*) и одновременно закрашивают пустые клеточки указанными цветами.
* Примечание: особое затруднение у детей может вызвать идентификация «лунного» света: необходимо оживить жизненные впечатления детей, вспомнить луну на чистом ночном небе и ее серебристый, таинственный свет.
В это время учитель может выложить на фоне черного бархата (знак ночи, бархата сцены) или приколоть к доске вырезанные кусочки бумаги или ткани соответствующего цвета.
Обсуждение вопроса: Каким рассказ получился по настроению и по цвету? Дети выбирают из ряда вариантов свой ответ ответа и обосновывают свой выбор:
Разноцветный, унылый, сказочный, однотонный, яркий, весёлый, необыкновенный, контрастный.
Подведение итогов: рассказ благодаря цветовым эпитетам получился необыкновенно-красочным, волшебным и т. д.
7. Анализ психологизма рассказа: у Паустовского рассказ получился веселый или печальный? Веселый, счастливый, смешной.
Почему же его персонажи так часто плачут? Учитель активизирует эмоционально-образную память детей и просит их вспомнить, от чего обычно плачут люди (от горя, от обиды, от боли и т.д.).
После этого предполагается самостоятельная работа над психологическими эпизодами текста. Учитель дает задание: «Найдите эпизоды, где персонажи рассказа плачут, перечитайте их и подумайте, от каких чувств и переживаний они плачут».
Как показывает практика, детям трудно самостоятельно назвать сложные и противоречивые чувства и переживания, поэтому учитель на доске вывешивает аншлаги со словами-подсказками.
Счастье, душевная боль, восхищение, печаль, сочувствие, сожаление о прошлом, горькие воспоминания о любимом.
В результате самостоятельных поисков должны быть найдены следующие три фрагмента текста:
1. «А мама, когда возвратилась из театра, так долго плакала, что вместе с ней заплакала и Маша.»
2. «А один старый капельдинер даже вытирал глаза. Да и как ему было не прослезиться, если так хорошо танцевала дочь его умершего товарища.»
3. «... люди улыбнулись про себя и только недоумевали, почему у счастливой Золушки на глазах слёзы.»
Поскольку это задание отличается повышенной трудностью, то его можно выполнять по вариантам или в парах (в сильном классе). После выполнения самостоятельной работы коллективно обсуждается каждый из трех фрагментов текста. Дети зачитывают указанные эпизоды, размышляют о причинах слез и выбирают из предложенных аншлагов тот, который, по их мнению, называет то чувство, которое стало источником столь сильных человеческих переживаний.
Возможно, что к каждому эпизоду учащиеся выберут не одно определение, возможно, что они дадут свои формулировки. Задача учителя на данном этапе – помочь детям как можно более внимательно разобраться в сложных человеческих переживаниях, изображенных писателям, привлечь их внимание к внутреннему миру людей.
8. Вывод: рассказ Паустовского не только об удивительных животных, похожих на людей, он еще сказочный, разноцветный, волшебный, а также в этом произведении очень много сказано о необыкновенных человеческих чувствах: о любви, верности и печали, о счастье и боли.
На этапе обобщения учитель предлагает задуматься над идеей рассказа. С этой целью учитель просит детей перечитать итоговые слова мамы («От маленькой радости смеются, а от большой плачут») и ответить на вопрос: Как вы понимаете эти слова?
Вопрос этот очень сложный, неоднозначный, поэтому не стоит торопить школьников с ответами. Хорошо, если они еще раз перечитают эти слова и вдумаются в их смысл. Писатель стремился показать силу человеческих переживаний, силу любви, которая вызывает у человека и боль, слезы, и большую радость, счастье. Без любви не могут жить ни животные, ни люди, именно она превращает обычный мир в разноцветную сказку.
Учитель предлагает: «Давайте еще раз прислушаемся к волшебным словам писателя, проникнемся сказочным настроением этого рассказа». После этого – выразительное чтение финального абзаца рассказа (можно подготовленным учащимся под красивую тихую музыку) с целью передать романтическое настроение произведения.
Иллюстрация художника Г.Епишина
к рассказу К.Г. Паустовского
Нажмите на кнопку вашей социальной сети и поделитесь информацией с вашими коллегами.