О кризисе детского чтения. Есть он или нет? И если есть, то как проявляется
Давайте поговорим о кризисе детского чтения. Уже лет 20 как стало банальностью говорить, что современные дети мало или совсем не читают.
- Правда это или нет?
- Если любят, то какие книги?
- Если не любят, то кто виноват: сам ребенок, родители, общество?
1. Любят или не любят?
Вопрос о том, любят ли нынешние дети читать, неоднозначный, так как миллионы детей и их родителей ответят по-разному. У всех собственный, индивидуальный путь.
Но если спросить об этом педагогов начальных классов, у которых собран и проанализирован читательский опыт нескольких поколений младших школьников и есть определенные статистические данные, то ответ будет почти что единый: сегодняшние дети читают меньше и неохотнее своих предшественников.
Хочу уточнить, что мы говорим не о технике чтения и не о чтении всего массива текстов (книг, учебников, газет, публикаций в интернете и т.д.), а о чтении прежде всего художественной литературы.
Книга в современном мире давно перестала быть единственным «источником знаний», она также, к сожалению, потеряла статус «лучшего подарка». Вспомните свой опыт: давно ли вы бросались к книге в поисках ответа на сложные вопросы или когда в последний раз покупали художественную книгу в подарок? Если все-таки такое было, то очень интересно, какие книги вас вдохновили.
Наше взрослое отношение к книге проецируется на наших детей. И сколько бы мы ни призывали их открыть книгу, они, глядя на нас, скорее возьмут в руки современные гаджеты. А у нас-то в руках что – книга или навороченный телефон?
Так что кризис чтения свойственен не только детям, но, в первую очень, нам – взрослым, родителям.
2. Что это такое – кризис чтения?
Дети до 7-8 лет в силу возраста с трудом способны сосредоточиться на сложных объемных текстах, даже выразительное чтение сказки они могут «терпеть» не более 10-15 минут. Эти возрастные особенности усугубляются современной визуальной культурой.
Под воздействием телевидения, интернета, поп-культуры у ребенка активно формируется так называемое «клиповое мышление». Клиповое мышление характеризуется поверхностным и фрагментарным восприятием информации, склонностью к ярким, быстро меняющимся картинкам и неспособностью длительно размышлять над сложными текстами.
А если мы заглянем в книжные магазины, то увидим, как издатели как бы подстраиваются под такой вид мышления детей. А огромном количестве вы встретите разного рода раскраски, яркие азбуки и комиксы, обучалки и пособия для принцесс. Ух ты! Глаза разбегаются от этого многокрасочного обилия...
Но задумаемся, будут ли эти великолепно изданные и недешевые книги способствовать художественному, духовному, нравственному питанию маленького читателя? Большинство книжек – это огромные яркие иллюстрации и 2 строчки немудренного текста.
Издатели знают о «визуальном», «клиповом» мышлении современных детей и потакают ему. Бизнес, ничего личного... Но нужно ли это нам, родителям, педагогам, если мы хотим развивать детей?!..
Ильф и Петров, в свое время начитавшись детских книжек, написали до сих пор актуальные строки: «Отдельные авторы отдельных книг, в единичных случаях изданных отдельными издательствами! Любите детей! Уважайте их! Ничего, что они маленькие. Они заслуживают хорошего обращения. Не нужно их обижать»…
Многие исследователи напрямую связывают «клиповое» мышление и кризис детского чтения.
3. Какие проявления характерны для кризиса чтения?
- Это читательский негативизм, то есть отказ от добровольного чтения книги, особенно серьезной, большой по объему, требующей напряженной работы мысли и воображения;
-
как следствие – если юный читатель и возьмет книгу в руки, то выберет легкое и порой низкопробное чтиво: комиксы, книги с обилием картинок, отсутствием сложного текста;
-
часто вместо полноценного чтения художественных произведений дети читают так называемые дайджесты – краткий пересказ основного содержания, героев, сюжета книги;
-
результатом этого является невысокая культура чтения, так называемая «функциональная неграмотность» (когда человек умеет читать, но плохо понимает прочитанное);
-
еще один печальный результат этого – читатель не в состоянии постичь богатство русского языка, ему чуждо так называемое «чувство слова», умение наслаждаться красотой и выразительностью словесных образов. Так и вся золотая русская литература пройдет мимо него...
Примерьте эти показатели на своих детей. Ну и заодно – на себя. И как? Не грустно?
Рекомендую изучить:
► Учебно-методический комплект для 1 класса в электронном формате.
► Учебно-методический комплект для 2 класса в электронном формате.
► Учебно-методический комплект для 3 класса в электронном формате.
► НОВИНКА! Мой видеоканал на youtube
► НОВИНКА! Видеоуроки по литературе
► НОВИНКА! Онлайн викторины и тесты по литературе
Нажмите на кнопку вашей социальной сети и поделитесь информацией с вашими коллегами.