Миниатюра М. Пришвина «Последние грибы». Постигаем вместе с детьми сверкающую и умирающую красоту природы
Продолжаю вас знакомить с материалами, которые включены в программу «Вдумчивое чтение» для 1 класса.
Помимо учителей начальных классов, этими материалами могут воспользоваться воспитатели детских садов, педагоги дополнительного образования и, конечно, же родители детей 5-8 лет. Надеюсь, мои статьи помогут вам развивать интерес детей к чтению, художественной литературе, к книгам.
Сегодня мы познакомимся с лирической миниатюрой «Последние грибы» Михаила Пришвина, классика русской литературы. Писатель был не только знатоком природы, но и умел открыть в ней красоту и сказку. Пришвин-охотник часто становился Пришвиным-поэтом. Он писал:
«После чаю я уходил на охоту за перепёлками, скворцами, кузнечиками, горлицами, бабочками.Ружья тогда у меня не было, да и теперь ружьё в моей охоте не обязательно. Моя охота была и тогда, и теперь – в находках.Нужно было найти в природе такое, чего я ещё не видел, и может быть, и никто ещё в жизни с этим не встречался».
Текст этого рассказа очень небольшой по объему, на 2-3 минуты чтения вслух, и доступен для самостоятельного чтения первоклассникам, а также дошкольникам, начинающим читать по словам. Поэтому рассказ «Последние грибы» часто используют на уроках русского языка, а также для диктантов и изложений. Однако его полноценное восприятие и понимание детьми как художественного произведения требует от педагога серьезной работы.
Это произведение достаточно сложное по жанру: оно имеет и познавательный характер, и пронизано ярко выраженным лирическим настроением автора. При работе с текстом Пришвина нужно рассматривать оба эти направления.
С одной стороны, не упустить познавательное начало текста, но и не скатиться к отработке лишь природоведческих фактов. С другой стороны, помочь юным читателям прочувствовать сложное лирическое настроение рассказа – восхищение «сверкающей» красотой осени и одновременное чувство грусти и печали, навеянное умиранием, завершением этой живой «последней» красоты.
Название «Последние грибы» во многом символично – это не только о том, какие грибы можно собрать в конце сезона (природоведческий аспект), но, в первую очередь, о последних мгновениях ускользающей красоты окружающего мира (лирический аспект).
Таким образом, пришвинское стихотворение в прозе, с одной стороны, очень доступно детям и по объему, и по языку, и по характеру изложения. С другой стороны, маленькому читателю еще трудно самостоятельно постичь многогранность и глубину лирического переживания автора, натуралиста, философа, тонкого знатока природы и человеческой натуры. И в этом ему должен помочь педагог.
Рассказ «Последние грибы» Михаила Пришвина
Итак, сначала посмотрим вместе с детьми двухминутный видеоклип, созданный по рассказу Михаила Пришвина «Последние грибы», затем побеседуем и познакомимся с текстом. Текст сказки размещен в «Читательском портфеле для 1 класса».
► Педагогам я рекомендую провести обязательную работу с текстом как до чтения, так и после чтения. Это отражено в методических рекомендациях, посмотрите их на сайте «Литературная студия Елены Посашковой».
-
Как вы думаете, о чем будет этот рассказ? О каком времени года?
-
Какие грибы вы знаете? Какие грибы вы собирали осенью?
-
Какие деревья осенью раньше других становятся золотыми?
-
Пофантазируйте: с чем можно сравнить золотые листочки?
-
Каким по настроению вам показался этот рассказ?
-
Что красивого и необычного в природе увидел автор?
-
Природа в изображении автора как живая. Что вас особенно удивило?
-
Какие интересные слова вам запомнились?
-
Какие грибы были последними?
Ветер разлетелся, липа вздохнула и как будто выдохнула из себя миллион золотых листиков.
Ветер ещё разлетелся, рванул со всей силой — и тогда разом слетели все листья, и остались на старой липе, на чёрных её ветвях только редкие золотые монетки.
Так поиграл ветер с липой, подобрался к туче, дунул, и брызнула туча и сразу вся разошлась дождём.
Другую тучу ветер нагнал и погнал, и вот из-под этой тучи вырвались яркие лучи, и мокрые леса и поля засверкали.
Рыжие листья засыпали рыжики, но я нашёл немного и рыжиков, и подосиновиков, и подберёзовиков.
Это и были последние грибы.
► После чтения пусть ребенок проверит понимание этого рассказа, выполняя задания интересного теста на моем сайте.
► Познакомьтесь также с «Желтой сказкой» Софьи Могилевской.
Рекомендую изучить:
► Учебно-методический комплект для 1 класса в электронном формате.
► Учебно-методический комплект для 2 класса в электронном формате.
► Учебно-методический комплект для 3 класса в электронном формате.
► Учебно-методический комплект для 4 класса в электронном формате.
► НОВИНКА! Мой видеоканал на youtube
► НОВИНКА! Видеоуроки по литературе
► НОВИНКА! Онлайн викторины и тесты по литературе
Нажмите на кнопку вашей социальной сети и поделитесь информацией с вашими коллегами.