Лэпбук как средство развития интереса младших школьников к чтению
Новый стандарт начального образования ориентирует педагогов на формирование личности ребенка через учебную деятельность, познавательную активность, творчество детей. Важный принцип ФГОС НО: главное – не результат обучения, а личностное развитие ребёнка. А развитие личности наиболее эффективно происходит через различные виды учебной деятельности.
Читательская деятельность одна из самых важных в плане развития школьника, но и одна из самых трудных. Как вовлечь первоклассника или второклассника в этот сложный вид деятельности? Как сделать так, чтобы чтение доставило ему удовольствие, а прочитанный материал остался в памяти ребенка? Возможно ли, чтобы школьник сам захотел самостоятельно расширять свои читательские умения и знания?
Одним из способов достижения этой цели является использование лэпбука в образовательном процессе. Лэпбук давно и активно используют в школьном обучении за рубежом, в последнее время создание лэпбуков нашло широкий отклик в дошкольном образовании.
Что же это такое – лэпбук? Лэпбук (в переводе с англ. lapbook – книга, сделанная на коленках) – это самодельная книжка-раскладушка или тематическая папка с разными кармашками, подвижными деталями. Вся информация в лэпбуке представлена в виде открывающихся окошек, вынимающихся и разворачивающихся листочков и прочих забавных деталей. В ней собирается материал по определенной учебной теме.
Это книга, которую собирают дети самостоятельно или с помощью педагога, она дает возможность размещать информацию в виде рисунков, небольших текстов, маленьких книжек с кармашками и окошечками. Дети с удовольствием склеивают ее отдельные части в единое целое, творчески оформляют, используя всевозможные цвета и формы.
В процессе такого творчества ребенок становится не только создателем своей собственной книги, но и дизайнером, художником-иллюстратором, сочинителем собственных историй, загадок, стихотворений. Такая увлекательная форма работы создает условия для развития личности, мотивации и способностей ребенка и в дошкольном возрасте, и на этапе школьного обучения.
При этом готовый лэпбук – это не просто поделка. Это заключительный этап работы над определенной темой, проектом, который школьники проделали самостоятельно. Данная форма работы очень подходит для работы в группе, для групповых проектов, она помогает создать условия для поддержки детской инициативы и творчества в группе. Например, школьники самостоятельно собирают игры, загадки, скороговорки по определенной теме или находят материал о книгах и их авторах.
Чтобы заполнить папки, детям необходимо выполнить определённые задания, способствующие литературному развитию: подобрать материал о писателях, загадки, стихотворения, составить викторину или кроссворд, пересказать литературное произведение, нарисовать к нему иллюстрации. В дальнейшем лэпбук позволит быстро освежить в памяти пройденные темы.
Проработав с лэпбуками в течение учебного года, педагоги пришли к следующим выводам:
- Лэпбук помогает ребенку найти информацию и оформить материал по интересующей его теме, лучше понять и запомнить учебную тему.
- Это отличный способ для повторения пройденного материала. В любое удобное время ребенок просто открывает лэпбук и с радостью повторяет пройденное, рассматривая сделанную своими же руками книжку.
- Ребенок самостоятельно собирает и организовывает информацию.
- Он может выбрать задания под силу, работает в своем темпе.
В результате работы с лэпбуками у дошкольников и школьников расширяются и углубляются предметные знания, а также повышается уровень развития универсальных умений, таких как:
- умение планировать предстоящую деятельность;
- договариваться со сверстниками;
- распределять обязанности;
- искать нужную информацию, обобщать её, систематизировать;
- принимать собственные решения, опираясь на собственный опыт, знания и умения.
Ну и, наконец, это очень увлекательно! Ребенок все делает с опорой на свои интересы, играя, легко, с радостью, без психического и дисциплинарного принуждения! По отзывам педагогов, дети очень бережно относятся к продукту своего творчества и с гордостью рассказывают о нем и показывают его.
В качестве примера эффективной организации читательской деятельности в дошкольном учреждении хочу привести лэпбук по теме «Путешествие по сказкам А.С. Пушкина» (составитель Копытова Светлана Владимировна, воспитатель ДОУ из г. Кудымкара).
Содержание лэпбука «Путешествие по сказкам А.С.Пушкина»
1. Кармашки с сюжетными картинками по сказкам для выкладывания сюжета.
2. Подборка игр, викторин, презентаций по сказкам А.С. Пушкина (СD).
3. Игры, кроссворды, лабиринты.
4. Раскраски по сюжетам сказок.
5. Физкультминутка по теме.
6. Дидактические игры «Назови сказку по картинке», «Четвертый лишний».
7. Словесная игра «Из какой сказки отрывок?»
8. Викторина по сказкам А.С.Пушкина.
9. Фотографии героев сказок А.С.Пушкина в разных городах России.
10. Дидактические игры «Что перепутал художник?», «Разложи по очереди желания», «Найди пару из одной сказки».
11. Разрезные картинки, пазлы (5 папок).
12. Магнитный театр «Сказка о мертвой царевне и семи богатырях» с фигурками и магнитным полем.
Очень интересным мне показался итоговый урок с использованием лэпбуков по произведению А. де Сент-Экзюпери «Маленький принц», разработанный учителем литературы Натальей Николаевной Кучеровой из г. Бийска.
Н.Н. Кучерова отмечает, что после того, как она рассказала и показала детям примеры работ, идеи для воплощения, было решено – попробовать такую интересную работу буквально на следующем же уроке.
Учитель пишет: «Девочки восприняли задание более радостно. Но и мужская работа в итоге оказалась достаточно интересной. Ну, может быть, менее красочная, но структура прослеживается, и творческий подход ощутим. За урок всё сделать не успели, доделывали дома. Работали индивидуально, в парах и группах – по желанию. Единственное, что я выдала – это распечатку с интересными фактами по произведению, из биографии автора, рисунки из «Маленького принца». Все это можно было тут же вырезать и использовать в лэпбуке».
Очень показательны фотографии с урока в 6 классе, на которых видна искренняя увлеченность школьниками изготовлением лэпбуков. Думается, что главным результатом этого урока стал неподдельный интерес ребят к произведению и личности знаменитого писателя.
Результаты литературного творчества школьников – лэпбуки по произведению А. де Сент-Экзюпери «Маленький принц».
Больше интересных и разных лэпбуков вы найдете на сайте «О детстве».
Нажмите на кнопку вашей социальной сети и поделитесь информацией с вашими коллегами.