Читаем сказку «Полосы и пятнышки» Эдуарда Шима и узнаем секреты лесных животных
Приветствую вас, дорогие друзья и коллеги. Продолжаю знакомить вас с материалами, которые включены в программу «Вдумчивое чтение» для 1 класса.
Помимо учителей начальных классов, этими материалами могут воспользоваться воспитатели детских садов, педагоги дополнительного образования и, конечно, же родители детей 5-8 лет. Надеюсь, эти статьи помогут вам развивать интерес детей к чтению, художественной литературе, к книгам.
Все малыши любят читать книги о животных. Поэтому детские писатели, удовлетворяя этот живой интерес ребенка, рассказывают забавные и поучительные случаи из жизни животных, добавляя в свой рассказ те познавательные сведения, которые может осмыслить маленький читатель.
Помимо этого, художественные рассказы и сказки о животных ценны тем, что писатель раскрывает юным пытливым умам «человеческие» стороны характеров и образа жизни животных. В художественной литературе такое очеловечивание, или, научными словами, антропоморфизм, наверное самое важное с воспитательной точки зрения.
Ведь художественная литература – о чем бы она ни говорила – это рассказ о человеке, его душе, его характере. Поэтому авторы художественных произведений о животных прежде всего пробуждают в маленьком читателе лучшие стороны человеческой души – любовь к «меньшим нашим братьям», доброту, внимание и сострадание к тем, кто слаб и беззащитен.
Сегодня я предлагаю познакомиться с познавательной сказкой-миниатюрой детского писателя Эдуарда Шима «Полосы и пятнышки»: сначала посмотрим вместе с детьми минутный видеоклип, созданный по сказке, а затем познакомимся с текстом и побеседуем.
Текст сказки очень небольшой по объему, на 3-4 минуты чтения вслух, и доступен для самостоятельного чтения первоклассникам, а также дошкольникам, начинающим читать по словам.
Сказка Эдуарда Шима «Полосы и пятнышки»
Итак, смотрим видеоклип по сказке Эдуарда Шима «Полосы и пятнышки». Текст сказки размещен в «Читательском портфеле для 1 класса».
Еще больше клипов на YouTube канале «Вдумчивое чтение»
► Родителям рекомендую вместе с ребенком прослушать, посмотреть, а затем прочитать текст сказки. Затем можно попросить маленького читателя поделиться своими впечатлениями.
► Педагогам я рекомендую провести работу с текстом как до чтения, так и после чтения. Это отражено в методических рекомендациях.
Так как это произведение носит познавательный характер, то перед просмотром видеоклипа можно провести с детьми короткую беседу, чтобы актуализировать представления ребенка о животных:
-
Знаешь ли ты, кто такой косуленок? А как зовут его маму?
-
Как выглядит косуленок?
-
Видел ли ты кабанов? А как зовут их детенышей?
-
Как выглядит маленький кабанчик?
-
Могут ли они подружиться в реальной природе?
После просмотра видеоклипа можно провести с детьми короткую беседу по проверке понимания содержания сказки:
-
Что особенного во внешности косуленка? А кабанчика?
-
Что позволяет животным быть невидимыми в лесу?
-
Что еще помогает им спасаться от опасности?
-
Какие по характеру эти малыши?
Ниже привожу текст сказки Эдуарда Шима «Полосы и пятнышки», который можно прочитать дополнительно вместе с детьми после беседы.
Встретились на поляне двое малышей: Косулёнок — лесной козлёночек и Кабанчик — лесной поросёнок.
Нос к носу встали и разглядывают друг дружку.
— Ой, какой смешной! — говорит Косулёнок. — Весь полосатый-полосатый, будто тебя нарочно раскрасили!
— Ой, а ты до чего смешной! — говорит Кабанчик. — Весь в пятнышках, будто тебя нарочно забрызгали!
— Я в пятнышках для того, чтобы лучше в прятки играть! — сказал Косулёнок.
— И я полосатый, чтобы лучше в прятки играть! — сказал Кабанчик.
— С пятнышками лучше прятаться!
— Нет, с полосками лучше!
— Нет, с пятнышками!
— Нет, с полосками!
И заспорили, и заспорили! Ни один уступить не хочет.
А в это время затрещали сучья, захрустел валежник. Вышла на поляну Медведица с медвежатами.
Увидел её Кабанчик — и стреканул в густую траву. Вся трава полосками, полосками, — исчез в ней Кабанчик, словно сквозь землю провалился.
Увидел Медведицу Косулёнок — и стрельнул в кусты. Между листьями солнце пробивается, везде жёлтые пятнышки, пятнышки, — исчез в кустах Косулёнок, словно его и не было.
Не заметила их Медведица, прошла стороной.
Значит, оба хорошо научились в прятки играть. Зря спорили.
После чтения сказки пусть ребенок проверит свое понимание сказки, выполняя задания интересного теста на моем сайте.
► Педагогам будет интересно познакомиться с методической разработкой внеклассного занятия по данной теме на моем сайте.
Рекомендую изучить:
► Учебно-методический комплект для 1 класса в электронном формате.
► Учебно-методический комплект для 2 класса в электронном формате.
► Учебно-методический комплект для 3 класса в электронном формате.
► НОВИНКА! Мой видеоканал на youtube
► НОВИНКА! Видеоуроки по литературе
► НОВИНКА! Онлайн викторины и тесты по литературе
Нажмите на кнопку вашей социальной сети и поделитесь информацией с вашими коллегами.