Игровые повести Эдуарда Успенского

Представляю методическую разработку внеклассного занятия в 3 классе из авторской программы «Вдумчивое чтение». Полностью этот материал представлен в учебном пособии «Читательский портфель для 3 класса» и в моем методическом пособии  «Вдумчивое чтение в 3 классе (с использованием учебного пособия «Читательский портфель»)».

Эдуард Николаевич Успенский получил широкую известность как автор детских книжек: «Крокодил Гена и егодрузья» (1966), «Вниз по волшебной реке» (1972) и др. Образы придуманных им Чебурашки, крокодила Гены и других героев любят дети нескольких поколений. В 1976 вышел сборник его стихов «Все в порядке». В 1980-90-е годы Успенский публикует серию замечательных детских книжек: «Каникулы в Простоквашино», «Дядя Федор, пес и кот», «Колобок идет по следу», «Разноцветная семейка», «Красная Рука, Черная Простыня, Зеленые Пальцы» и другие.

Эдуард Успенский выступал как автор сценариев мультфильмов, многие из которых любимы не одним поколением зрителей. Его герои, Кроколил Гена и Чебурашка, живут в мультфильмах вот уже несколько десятилетий. Не меньший успех выпал на долю приключений друзей из Простоквашино – Дяди Федора, Шарика, кота Матроскина. И они тоже обрели свое экранное воплощение. Кроме того, Эдуард Успенский писал для популярной детской передачи «Радионяня», для телепередачи «АБВГДейка», ведет передачу «В нашу гавань заходили корабли».

Произведения писателя переведены более чем на 25 языков, его книги выходили в Финляндии, Голландии, Франции, Японии, США. В последние годы в созданном им издательстве «Самовар» публикуются его новые книги.

При еженедельном планировании занятий по внеклассному чтению по данной теме можно провести 3 занятия.

Подробная информация для учителя об Эдуарде Николаевиче Успенском представлена в методическом пособии «Вдумчивое чтение в 3 классе (с использованием учебного пособия «Читательский портфель»)».

Цель занятий:

Расширить первичные представления школьников о своеобразии произведений Э.Н. Успенского на материале сказочной повести «Меховой интернат».

Задачи:

  1. Познакомить обучающихся с содержанием и своеобразием сказочной повести «Меховой интернат»;
  2. Совершенствовать следующие читательские умения: умение составлять аннотацию, умение выборочно пересказывать крупнообъемное произведение, иллюстрировать прочитанный текст.
  3. Развивать речь, «чувство слова», чувство юмора третьеклассников.

Ход занятия

1. За две недели до занятия в Уголке чтения учитель вывешивает задание: найти в домашней и школьной библиотеке сказки знаменитого писателя Эдуарда Успенского. За неделю до занятия просит обучающихся выполнить (по желанию) задания № 1, 2, 3 на с. 44 из «Читательского портфеля».

1. Напиши аннотацию к любимой сказке Эдуарад Успенского.

Книга ______________________________ писателя __________________________

посвящена теме ________________________________________________________ .

Главные герои __________________________________________________________ .

Они (что делают?) ______________________________________________________ .

В повести много смешных и ________________________________________ эпизодов.

Например, _____________________________________________________________ .

2. Нарисуй обложки любимых сказок писателя. Не забудь указать все необходимые элементы обожки: автор; название, жанр, издательство, год издания.

3. Подготовь пересказ наиболее увлекательного эпизода из любимой книги Э. Успенского.

4. Прочитай сказочную повесть Э. Успенского «Меховой интернат».

2. Первое занятие по теме, посвященной книгам Э.Н. Успенского, педагог начинает с приглашения отправиться в добрую страну веселых сказок Успенского. В этом путешествии школьники покажут свои знания произведений знаменитого отечественного писателя, за что будут щедро вознаграждены. В качестве вознаграждения могут выступать книги Успенского, диски с мультфильмами по его сказкам,  специально нарисованные значки, фигурки любимых персонажей из книг автора и т.д. Это игровое задание создаст мотивацию для дальнейшей читательской деятельности третьеклассников.

3. Выставка книг Э.Н. Успенского, подготовленная библиотекарем и обучающимися. Несколько учеников выходят к доске, называют и показывают на выставке книгу, которую они принесли, и перечисляют любимые стихи и сказки, которые в нее вошли. Педагог обращает внимание школьников на книжные элементы, которые помогают читателям ориентироваться внутри книги.

Учитель просит выступить тех детей, которые выполнили задание № 1 в учебном пособии: написали аннотации к любимой книге писателя. Несколько учеников выходят к доске и зачитывают свои работы. Учитель и остальные обучающиеся находят указанное произведение на выставке книг. Награждение лучших составителей аннотации.

4. Конкурс нарисованных обложек к любимой сказке Успенского (задание № 2 на с. 44 в пособии). Несколько учеников выносят к доске свои «Читательские портфели» и демонстрируют нарисованные обложки любимых книг писателя. Остальные обучающиеся находят указанные произведение на выставке, оценивают полноту оформления обложки и художественное мастерство рисовальщиков. Награждение лучших художников.

5. После этого учитель объявляет конкурс конкурс на лучшего рассказчика и на самого внимательного слушателя (один ученик, пересказывает наиболее увлекательный эпизод из любимой книги Успенского – другие обучающиеся отгадывают ее название, находят ее на выставке книг). Награждение самого лучшего рассказчика и самого внимательного слушателя (кто больше всех отгадал названий сказок).

6. Викторина по произведениям Э. Успенского на основе знакомых детям сказок «Крокодил Гена и его друзья», «Дядя Федор, пес и кот». Показ отрывков из мультфильмов «Крокодил Гена и его друзья», «Дядя Федор, пес и кот», «Про Веру и Анфису». Ученики отгадывают названия книг.

7. Награждение самых активных участников викторины. Подведение итогов первого занятия: Какие сказки Успенского знаете? Чем они интересны? Кто оказался самым активным участником путешествия в добрую страну веселых сказок Успенского?

Примечание: На этом можно закончить первое занятие по сказкам Успенского, предложив к следующему занятию выполнить задание № 4 в «Читательском портфеле»: прочитать сказку Э. Успенского «Меховой интернат».

8. Второе занятие по данной теме начинается с того, что обучающиеся рассматривают портрет Эдуарда Успенского, а один из хорошо читающих детей читает вслух информацию об Успенском из пособия на с. 44. Рассказ учителя о писателе, о том, как он пришел в детскую литературу.

9. Обращение к книге Э. Успенского «Меховой интернат». Учитель спрашивает, почему это произведение включено в раздел «Школьные годы чудесные…». Третьеклассники делятся своими первыми читательскими впечатлениями о сказочной повести Э. Успенского «Меховой интернат».

10. Игровой диктант «Внимательный читатель». Педагог предлагает внимательным читателям сказочной повести Успенского познакомиться с заданием № 5 на с. 45 из учебного пособия. Если фраза из диктанта верна, нужно поставить в клеточке знак «+», если фраза не верна, то ставится знак «–». По окончании самостоятельного выполнения диктанта проводится взаимопроверка, исправляются неправильные фразы диктанта и награждаются самые внимательные читатели, которые не сделали ни одной ошибки в диктанте.

Желательно после проверки найти фрагменты из указанных глав и кратко их пересказать или выборочно зачитать. Так обучающиеся уточняют содержание этой достаточно сложной для восприятия повести, а именно: что представляет из себя школа зверей, где она находится, когда в ней учатся, и кто в ней преподает; какая зарплата у преподавателей; кто является самым главным врагом интернатников.

11. Работа над образами персонажей, которые представляют для читателей особый интерес. Литературная игра «Хорошо ли ты знаешь интернатников?» Обучающиеся самостоятельно выполняют задание № 6 на с. 45 в Читательском портфеле: соединяют имя персонажа и его описание. Работа может проходить в парах.

Важный барсук                                                    —  Мехмех
Тушканчик в джинсовой жилетке               —   Кара-Кусек
Белый горностай                                                  —   Снежная Королева
Черноносый ёжик                                                —   Иглосски
Большой ленивец в сиреневых трусищах  —   Плюмбум-Чоки.

12. Выборочное чтение вслух второй главы, в которой Люся знакомится с интернатниками и дается их первое описание. Чтение может быть комбинированным (педагог и хорошо читающие дети) или по абзацам (в сильном классе). После этого выполнение задания № 7 на с. 45 в тетради: третьеклассники выписывают необычные имена других персонажей и дают устно их описание. Выполнение этого задания будет способствовать лучшему осмыслению и запоминанию труднопроизносимых имен персонажей повести.

13. Самостоятельное творческое задание (№ 8 на с. 45 в пособии): выбрать любимого персонажа-интернатника, найти его описание в тексте повести и выписать в Читательский портфель, нарисовать персонажа. Выполнение этого задания может быть начато на занятии и продолжено дома.

Примечание: На этом заканчивается второе занятие по данной теме. Педагог помимо творческого задания (рисунок любимого персонажа) предлагает дочитать повесть тем ученикам, кто этого еще не успел сделать.

14. Третье занятие по данной теме можно озаглавить «На уроках в меховом интернате». Педагог предлагает отправиться в меховой интернат на уроки и позаниматься вместе с персонажами повести. Каждый третьеклассник выбирает себе героя, с которым будет сидеть вместе за партой. Для этого третьеклассники показывают рисунки любимых сказочных персонажей и объясняют свой выбор.

15. Какие школьные вещи используются в меховом интернате? Обучающиеся выполняют задание № 9 на с. 46 в «Читательском портфеле»: расшифровывают необычные названия школьных предметов:

Бумажный Получальник    — классный журнал
Получалки для учеников    — отметки
Начинальник                            — звонок на урок
Большая разлинованная Хвалюндия — табель с оценками

Работу дети могут выполнять в парах. В заключении нужно найти в тексте сказки эти предметы и зачитать их описания.

16. Самостоятельное творческое задание: посоревнуйся в словотворчестве с писателем и придумай необычные названия для привычных школьных явлений. Третьеклассники записывают в учебном пособии свои названия. Другая часть класса может выполнить задание № 10: выписать из текста книги смешные слова. Обмен мнениями, награждение авторов самых смешных слов и оригинальных названий.

17. Игровое задание «Урок русского языка в меховом интернате». Учитель предлагает просклонять, как и Кара-Кусек, слово «Куда» и придумать с ним предложение. Обучающиеся выполняют задание № 12, а затем находят во второй главе повести данный эпизод и зачитывают его.

18. Какие еще предметы преподает Люся в меховом интернате? (Поведение). Обучающиеся выборочно пересказывают некоторые эпизоды сказки, в которых описывается, как Люся объясняет интернатникам правила поведения в человеческом обществе.

После этого третьеклассники вновь оказываются на уроке русского языка и выполняют задание № 13 на с. 46 в учебном пособии: склоняют словосочетание «полторы бочки варенья». Затем находят подсказку в тексте сказки «Междуглавие четвертое».

19. На заключительном этапе занятия обучающиеся вспоминают причину, по которой интернатники покинули свою школу и исчезли. Можно вспомнить о том «оружии», которым пользовались интернатники: это «добродушии и забыванты – такие устройства для снятия раздраженности и злости. Они висят незаметно на деревьях вокруг поселка. Мы же не обычный интернат. И злые люди могут принести нам вред. Добродуши снимают агрессию с выходящего. А чтобы о нас поменьше рассказывали, вслед уходящим включаются забыванты».

Вывод: жестокость, бюрократизм и глупость мешают дружить и понимать друг друга.

Выполнение задание № 14 из Читательского портфеля, чтение заключительных слов сказочной повести о дружбе и взаимопонимании между детьми:

«Мы не просто звери. Там, далеко, в Гималайских горах, есть наша страна.
У нас есть свои города, свои дороги, свои летающие блюдца. И много лет мы жили, не касаясь людей.
Но страна наша разрасталась. И люди все больше осваивали планету. Пришла пора нашим цивилизациям подружиться.
Для этого в нескольких местах были созданы такие вот интернаты. Потому что дружбу двух стран надо начинать с дружбы детей. Но мы уходим. Наверное, мы пришли слишком рано.
Когда у вас родятся дети и у нас родятся дети, мы сможем их передружить...»

20. Подведение итогов путешествия в добрую страну веселых сказок Успенского: Что нового узнали о книгах Э.Н. Успенского? С какими из них познакомились на уроках? С какими героями писателя подружились? Какие произведения этого автора прочитаете в будущем? О чем бы вам хотелось спросить самого писателя?

21. Выполнение задания № 15 на с. 46 (читательский рейтинг).

Оформить заказ

Вернуться в раздел «Методика»

Нажмите на кнопку вашей социальной сети и поделитесь информацией с вашими коллегами.

MySQL: 0.0006 s, 2 request(s), PHP: 0.0423 s, total: 0.0429 s, memory (average: [^ma^], maximum: [^mm^]) , document retrieved from cache.