Урок по стихотворению И. А. Бунина «Листопад»

Поэма «Листопад» (1900 г.) – одно из лучших произведений Ивана Алексеевича Бунина о природе. Александр Блок так писал о поэме: «... мы должны с его первой книги и первого стихотворения «Листопад» признать его право на одно из главных мест среди современной русской поэзии». А Максим Горький, прочитав это произведение, писал Бунину: «...Хорошо! Какое-то матовое серебро, мягкое и теплое, льется в грудь со страниц этой простой, изящной книги».

Знаменитый фрагмент «Лес, точно терем расписной» из этой бунинской поэмы включен во многие учебные хрестоматии. Рассмотрим один из вариантов его прочтения в начальной школе.

Задачи:

а) раскрыть динамику настроения в стихотворении (от радостного, светлого к грустному, прощальному);

б) совершенствовать умение находить выразительные средства языка (эпитеты, сравнения, олицетворения, аллитерации) и понимать их роль в произведении;

в) формировать первичные представления о специфике лирических стихотворений в сравнении с произведениями живописи.

К уроку вы можете использовать авторские Рабочие листы по данной теме

Ход работы

На этапе подготовки к первичному восприятию стихотворения Бунина целесообразно рассмотреть репродукцию картины И. И. Левитана «Золотая осень». Главная задача – сопоставить произведения разных видов искусства (живопись и литература) и помочь учащимся увидеть своеобразие образных картин и чувств художника и поэта.

Восприятие сложного поэтического текста, каким, несомненно, является стихотворение Бунина, требует от читателя определенного эстетического и жизненного опыта и поддержки абстрактно-словесных образов конкретными зрительными ассоциациями. У младших школьников этот опыт еще мал, и потому рассматривание произведения живописи помогает детям конкретизировать словесные образы, вызывает в памяти необходимые зрительные ассоциации. 

Беседа по картине Левитана строится следующим образом. Вначале педагог может зачитать слова Константина Паустовского о картинах этого художника: «Картины Левитана требуют медленного рассматривания. Они не ошеломляют глаза. Они скромны и тихи, ... но чем дольше вглядываешься в них, тем все милее становится тишина ... знакомых рек, проселков». Учитель предлагает детям вглядеться в «Золотую осень» и разглядеть в ней тихое обаяние русской природы.

После небольшой паузы возникает беседа по вопросам.

Что изобразил художник на своей картине? На переднем плане русские милые березки, небольшую речку, луг, осеннее небо.

Какие краски выбрал Левитан для этих природных явлений? Листва – золотая, пышная, солнечная, воздушная, радостная. Вода в реке – темно-синяя, местами свинцовая, холодная, неприветливая. Небо – бледно-голубое, воздух прозрачный, ясный, хрустальный, свежий, чувствуется движение легкого ветерка. Луг – широкий, пустой. Вывод: Левитан в осеннем пейзаже соединяет контрастные краски, ярко-золотую листву берез, бледную лазурь неба и свинцовую воду реки.

Учитель может обратить внимание зрителей на то, что художник смягчает контраст красок осени с помощью полутеней, сочетания оттенков красок. Это позволяет ему передать легкий трепет березовой листвы, движение облаков, то закрывающих, то открывающих осеннее солнце.

► Какое настроение передано в картине Левитана? Буйство ярких красок осенней листвы, прозрачная голубизна неба передают радостное, праздничное настроение. Одновременно мы ощущаем свежесть осеннего ветра, передающего бодрое настроение. Картина Левитана помогает нам насладиться нежной красотой родной природы.

После этого учитель предлагает прослушать фрагмент стихотворения Ивана Алексеевича Бунина «Листопад». Перед чтением педагог дает учащимся установку на восприятие: «Вслушайтесь в стихи поэта. Созвучны ли они по настроению картине художника?»

 

Лес, точно терем расписной,

Лиловый, золотой, багряный,

Веселой, пестрою стеной

Стоит над светлою поляной.

Березы желтою резьбой

Блестят в лазури голубой,

Как вышки, елочки темнеют,

А между кленами синеют

То там, то здесь в листве сквозной

Просветы в небо, что оконца.

Лес пахнет дубом и сосной,

За лето высох он от солнца,

И Осень тихою вдовой

Вступает в пестрый терем свой.

Сегодня на пустой поляне,

Среди широкого двора,

Воздушной паутины ткани

Блестят, как сеть из серебра.

Сегодня целый день играет

В дворе последний мотылек

И, точно белый лепесток,

На паутине замирает,

Пригретый солнечным теплом;

Сегодня так светло кругом,

Такое мертвое молчанье

В лесу и в синей вышине,

Что можно в этой тишине

Расслышать листика шуршанье.

Лес, точно терем расписной,

Лиловый, золотой, багряный,

Стоит над солнечной поляной,

Завороженный тишиной…

После чтения учитель просит детей поделиться своими впечатлениями, организует проверку восприятия с помощью вопросов:

► Каким настроением проникнуто описание осени у Бунина?

► Похоже ли оно на настроение в картине Левитана?

Ответ на эти вопросы неоднозначен, что приводит к необходимости перечитывания.

Постановка учебной задачи: Левитан пользовался яркими красками, чтобы нарисовать картину золотой осени. Какими средствами пользуется поэт? Он рисует особыми красочными словами: эпитетами, сравнениями, олицетворениями.

Анализ  п е р в о й  ч а с т и  стихотворения сопровождается беседой по следующим вопросам.

► Какими словами Бунин «рисует» свою осень? Учащиеся перечитывают первую часть текста с целью найти и подчеркнуть цветовые эпитеты, воссоздающие краски осеннего леса. Дети должны найти эпитеты «лиловый, золотой, багряный».

При необходимости учитель уточняет значение некоторых цветовых эпитетов, например, лилового цвета. Можно выложить на стол вырезанные из бумаги разноцветные листочки и попросить детей собрать букет листьев для бунинской осени. Для этого учащиеся должны выбрать те из них, которые подходят к данным эпитетам.

► Какие другие слова передают цвета осени в стихотворении Бунина? Необходимо найти слова и выражения, уточняющие цветовую палитру стихотворения: «светлою поляной», «березы желтою резьбой», «блестят в лазури», «синеют просветы», «пестрый терем» (при необходимости уточняется значение слова «лазурь» – название ярко-голубой краски).

► Какое еще необычное средство использует поэт, чтобы «нарисовать» осень? Учитель организует наблюдение за использованием сравнения. Выясняется неслучайный выбор сравнений в этом отрывке – лес сравнивается с нарядным, расписанным яркими красками теремом, украшенным резьбой, с темными вышками и прозрачными оконцами.

► Какая картина рисуется с помощью этих необычных слов – эпитетов и сравнений? Сказочная, яркая, праздничная, очень светлая. Так учащиеся определяют функции сравнений и эпитетов: с их помощью писатель может изобразить художественную картину жизни так же, как и художник. Картина бунинского листопада по цветовой палитре схожа с картиной Левитана.

► Каким настроением проникнуто это описание осеннего леса? Очень светлое, легкое, праздничное, веселое. Нахождение слов, помогающих его передать: «веселой», «пестрою», «стоит над светлою поляной». Пробы выразительного чтения.

► Почему слово «Осень» написано автором с большой буквы? С кем осень сравнивается и почему? Автор сравнивает ее со вдовой (при необходимости уточняется значение этого слова). Какое еще слово подсказывает, что автор одушевляет осень? «Вступает». Как называется это поэтическое средство? Олицетворение. Учитель подводит помежуточный итог: для создания образа Осени поэт использует сравнение и олицетворение. Эти словесные средства помогают ему нарисовать живой и печальный образ вдовы-Осени.

Анализ  в т о р о й  ч а с т и  стихотворения сопровождается беседой по следующим вопросам.

► Что автор изображает перед сказочным «теремом» Осени во второй части текста? Воссоздание картины поляны, «двора» перед теремом также можно начать с анализа цветовой гаммы – она другая, светлая («сегодня так светло кругом»), но уже не такая яркая, пестрая. Автор использует сравнения, чтобы подчеркнуть умирающую обесцвеченность осени («блестят, как сеть из серебра», «точно белый лепесток»). Образы «воздушной паутины», «последнего мотылька» помогают поэту создать легкость, изящество, «воздушность» осени.

► Можно ли услышать бунинский листопад? Учащиеся должны обнаружить явление звукописи. Для этого они перечитывают строчки : «… можно в этой тишине / Расслышать листика шуршанье» и подчеркивают буквы, передающие звуки еле слышного шелеста листопада. Это звуки [ш] и [с] в словах «можно», «тишине», «расслышать», «листика», «шуршанье». Если дети выполняли раньше подобные задания, то это задание они могут выполнить самостоятельно с последующей фронтальной проверкой. Если им впервые приходится выполнять такое задание, то лучше сделать его коллективно.

► Какое настроение звучит во второй части? Вычитывание изменяющегося – печального, прощального – настроения («последний мотылек», «мертвое молчанье»).

► Что изменил автор в первом и последнем четверостишии? Почему? Вместо слов «Веселой, пестрою стеной / Стоит над светлою поляной» появляются строчки «Стоит над солнечной поляной, / Завороженный тишиной». Так автор хотел показать, что нет былой радости, лес тих, «заворожен», околдован, как будто замер в последний миг перед прощанием с Осенью, возникает ощущение волшебства, загадочности. Пробы выразительного чтения: интонация более грустная, чем в первой части, темп медленнее, громкость пониженная.

На следующем этапе учитель подводит детей к обобщению: поэт сумел нарисовать картину не менее красочную, чем художник, используя словесные средства живописи: эпитеты, сравнения, олицетворения. Настроение бунинского стихотворения во многом схоже с настроением картины художника Левитана. Однако поэт в отличие от художника может изобразить с помощью словесных образов динамику переживаний. Так к концу стихотворения усиливаются ноты печали, ожидания мертвящего одиночества и тоски*.

* Дополнительно: можно прочитать стихотворение Бунина «Осень» целиком и предложить детям убедиться, что они верно определили изменение настроения. Дальше настроение грусти усиливается, перерастает в тоску пустоты и одиночества, затем сменяется надеждой и картиной волшебного преображения зимнего леса.

На заключительном этапе урока учитель предлагает рассмотреть портретную фотографию Ивана Алексеевича Бунина. На ней изображен человек с энергичным, волевым лицом, взглядом пристальным и строгим, прямой и стройный, по-барски осанистый. Между внешним обликом «последнего писателя от дворянства» (слова Максима Горького) и стилем его произведений есть определенное соответствие: в них та же строгая серьезность, классическая ясность и простота, прямота и непосредственность чувств.

Далее учитель может рассказать детям об Иване Алексеевиче Бунине (1870–1952), прекрасном русском писателе.

Все детство он провел в «великой глуши», на хуторе Бутырки в Орловской губернии, в самом сердце России. Поэтому с ранних лет его отличало обостренное внимание к родной природе, к среднерусским пустынным, тихим полям, безграничному снежному морю, к вьюгам и грозам, лесам и перелескам, к бесконечным проселочным дорогам.

Бунин особенно гордился тем, что среди его дальних родичей были поэтесса Анна Бунина и поэт Василий Жуковский. Он вырос в краю, откуда вышли Лермонтов и Фет, Кольцов и Тургенев, где творил Лев Толстой. И он осознавал себя литературным наследником всей русской дворянской культуры.

Вместе с тем ему была хорошо известна и мужицкая нужда. Уклад родительского дома был похож на крестьянский: та же «бедность, грязь, холод, страшное одиночество».

За долгие годы своей жизни (он умер в возрасте 83 лет) ему было суждено узнать славу знаменитого поэта, лауреата Нобелевской премии, и вместе с тем эмиграцию, болезни и почти что нищету. Но и в самые тягостные дни его не покинет любовь к родине, к России, к ее неброской красе. «Если бы у меня не было рук и ног и я только мог сидеть на лавочке и смотреть на заходящее солнце, – говорил поэт близкому человеку, – то я был бы счастлив этим. Одно нужно – только видеть и слышать. Ничто не дает такого наслаждения, как краски... Я привык смотреть. Художники научили меня этому искусству...».

В качестве домашнего задания учитель может предложить учащимся прочитать всю поэму «Листопад» и нарисовать к ней иллюстрацию, стараясь передать краски и основное настроение этого произведения. Свой рисунок подписать наиболее полюбившимися строчками из стихотворения Бунина.

Статья из сборника «Уроки литературы в начальной школе,
или Как сформировать вдумчивого читателя».
Екатеринбург, 2002 г.

Text.ru - 94.65%


 Рекомендую изучить:

► Учебно-методический комплект «Вдумчивое чтение» для 1 класса.

► Учебно-методический комплект «Вдумчивое чтение» для 2 класса.

► Учебно-методический комплект «Вдумчивое чтение» для 3 класса.

► Учебно-методический комплект «Вдумчивое чтение» для 4 класса.


 

► НОВИНКА! Мой канал на YouTube

 НОВИНКА! Мой канал на Rutube

► НОВИНКА! Онлайн викторины и тесты по литературе 

Вернуться в раздел «Статьи»

Нажмите на кнопку вашей социальной сети и поделитесь информацией с вашими коллегами.

MySQL: 0.0007 s, 2 request(s), PHP: 0.0689 s, total: 0.0696 s, memory (average: [^ma^], maximum: [^mm^]) , document retrieved from cache.