Урок по теме: Стихотворение «Осень» А. С. Пушкина («Унылая пора! Очей очарованье!»)

Стихи А.С. Пушкина знакомы с детства, они обладают гармонией и обманчивой простотой. Однако поэтический мир пушкинский поэзии насыщен метафорами, сравнениями, звукописью, которые не просто осмыслить младшему школьнику. Представляю разработку урока по литературному чтению по теме: Стихотворение А. Пушкина «Осень». В статье дан углубленный анализ данного произведения, включенного во все учебные хрестоматии.

Задачи урока:

а) помочь читателям постичь восторженно-торжественное настроение стихотворения, переходящее в настроение светлой печали и тревоги;

б) развивать умение школьников понимать роль изобразительно-выразительных средств языка (эпитетов, звукописи, рифмовки);

в) совершенствовать выразительность чтения.

Ход работы

1. Подготовка к первичному восприятию текста 

Подготовка к первичному восприятию текста может осуществляться разными путями. Предлагаем следующие варианты: литературная композиция на основе знакомых детям стихотворений разных поэтов об осени и беседа о том, какие чувства вызывают у поэтов картины осенней природы; беседа о прочитанных стихах А. С. Пушкина; выразительное чтение любимых стихотворений поэта.

Для развития творческих способностей и образного мышления учащихся можно рекомендовать провести следующую работу: за несколько дней до проведения урока дать задание написать миниатюру на тему: «Мое любимое время года». Главное условие – передать свои настроения, личные переживания от встречи с летней, осенней, зимней или весенней природой. Дети могут нарисовать иллюстрации к своим сочинениям.

В начале урока устраивается выставка детских рисунков, лучшие из них комментируются авторами, также зачитываются несколько наиболее интересных рассказов, связанных с впечатлениями и переживаниями детей. Учитель подводит итоги, отмечая, что каждая пора имеет своих «поклонников», каждое время года по-своему прекрасно, и мы должны учиться видеть красоту в любом проявлении природы. В этом нам помогают художники, музыканты, поэты, открывающие прекрасное в самом обыденном и привычном.

Учитель демонстрирует стихотворение А. С. Пушкина «Осень» (написано в Болдине осенью 1833 года). Всё стихотворение «Осень» состоит из 12 строф (октава, шестистопный ямб), в нем отражено отношение поэта ко всем временам года. Учитель предлагает познакомиться с центральными строфами (2 и 4): «Давайте послушаем отрывки из этого большого стихотворения и постараемся проникнуться тем настроением, с которым Александр Сергеевич относился к разным временам года». Читаются следующие фрагменты стихотворения:

II

Теперь моя пора: я не люблю весны,

Скучна мне оттепель; вонь, грязь – весной я болен;

Кровь бродит; чувства, ум тоскою стеснены.

Суровою зимой я более доволен,

Люблю ее снега; в присутствии луны

Как легкий бег саней с подругой быстр и волен.

Когда под соболем, согрета и свежа,

Она вам руку жмет, пылая и дрожа!

IV

Ох, лето красное! Любил бы я тебя,

Когда  б не зной, да пыль, да комары, да мухи.

Ты, все душевные способности губя,

Нас мучишь; как поля, мы страждем от засухи;

 Лишь как бы напоить да освежить себя –

Иной в нас мысли нет, и жаль зимы старухи,

И, проводив ее блинами и вином,

Поминки ей творим мороженым и льдом.

Дети делятся впечатлениями, сравнивают отношение поэта к весне, лету, зиме со своим. После этого учитель предлагает поразмышлять над следующим творческим вопросом: «Многие из вас говорили, что осень скучная пора. Пофантазируйте, как Пушкин относится к осени? Схожи ли его осенние настроения с теми, о которых писали вы в своих творческих работах?» Ученики высказывают свои предположения.

2. Первичное восприятие текста 

Далее следует выразительное чтение 7-ой строфы «Унылая пора! Очей очарованье!». Чтение наизусть учителем, подготовленным учеником (возможен просмотр видеклипа) с предварительной установкой на восприятие: «Давайте послушаем стихотворение поэта и попытаемся проникнуться его осенним настроением».

Унылая пора! Очей очарованье!

Приятна мне твоя прощальная краса –

Люблю я пышное природы увяданье,

В багрец и в золото одетые леса,

В их сенях ветра шум и свежее дыханье,

И мглой волнистою покрыты небеса,

И редкий солнца луч, и первые морозы,

И отдаленные седой зимы угрозы.

После чтения и небольшой паузы учитель организует обмен читательскими впечатлениями с помощью вопросов: «Какие картины природы вам представились наиболее ярко? Какие настроения вы уловили? Что показалось вам необычным в этом стихотворении?»

3. Анализ текста

Педагог может спровоцировать проблемную ситуацию, задав вопрос: «Почему в первой строке Пушкин одновременно называет осень «унылой» и «чарующей» порой?» Для того чтобы ответить на него, учитель предлагает повторно перечитать стихотворение и ответить на вопросы.

Какую картину представили? Лесная опушка, деревья в разноцветном уборе, небо покрыто мглой, холодный ветер налетает порывами и шумит в кронах деревьев, сквозь осенние тучи пробивается одинокий солнечный луч.

Примечание. У детей может возникнуть затруднение при расшифровке метафоры «В их сенях ветра шум…». При необходимости подготовьте словарную работу над этим словом, а затем помогите школьникам понять его метафорический, иносказательный смысл: речь идет входной части леса. Это может быть опушка леса или верхушки деревьев. 

Как герой относится к осени? Какие слова помогают понять его переживания? Герою нравится эта осенняя пора. Об этом говорят такие слова, как: «Очей очарованье!», «Приятна мне...», единственный и эмоционально значимый глагол «Люблю я…».

► Работа над изобразительно-выразительными средствами текста

Какие еще слова помогли нам понять отношение героя к осени? В ходе обсуждения этого вопроса учащиеся находят метафорические эпитеты «пышное природы увяданье», «багрец» и «золото», «свежее дыханье». Если детям непонятно значение слова «багрец», учитель поясняет, что так в старославянском языке назывался темно-красный цвет. Это царские цвета, с ними связан и эпитет «пышное увяданье».

На этом этапе можно провести эксперимент с поэтическим словом: Изменится ли картина осени, если эпитеты «багрец» и «золото» заменить словами «темно-красный» и «желтый»?

Это сложный вопрос, и он может вызвать противоречивые ответы. Учитель должен подсказать детям, что эти эпитеты придают картине возвышенность, торжественность, величавость. Так учащиеся углубляют представления о роли эпитета в поэтическом тексте: с его помощью поэт может описать картину и одновременно передать отношение к ней. В данном случае герой Пушкина восхищен этой умирающей красотой, он наслаждается последними, исчезающими бликами прекрасного.

Пушкин любит в осени только пышность, нарядность красок, «в багрец и в золото одетые леса»? Педагог призывает еще раз внимательно присмотреться к стихотворным строчкам.

Школьники должны отметить, что поэта волнуют и «ветра шум, и свежее дыханье, и мглой волнистою покрыты небеса». Они скажут, что Пушкина привлекает и прохлада осеннего ветра, которая бодрит, освежает, это тоже одно из «очарований» осени. Анафоры «И» усиливают эффект восхищения и наслаждения этой порой:  «и свежее дыханье, И мглой волнистою покрыты небеса, И редкий солнца луч, и первые морозы, И отдаленные...»). 

Наиболее внимательные читатели могут отметить элементы звукописи,  указать, что в стихах даже слышатся звуки осенней природы, как будто легкий ветерок прошумел в кронах деревьев.

Как же поэту удалось не только нарисовать картину, но озвучить ее? Если учащиеся не знакомы с понятием звукописи, то учитель вводит это понятие следующим образом: дети перечитывают строчку «В их сенях ветра шум и свежее дыханье» и подчеркивают буквы, которые помогают «услышать» шум ветра. Это буквы с, х, ш, ж, передающие соответствующие звуки осеннего ветра. После этого учитель делает вывод: «Поэт пользуется звукописью. С ее помощью он помогает нам услышать природу: шум ветра, журчанье ручья, шелест листьев».

А какие звуки повторяются в первых и в последних строках? Зачем автор их повторяет?

Это сложное задание учащиеся могут выполнить самостоятельно (в сильном классе, можно в парах) либо с помощью подсказок педагога с последующим обсуждением в классе.

В первых строках и в рифмовке звучат мелодичные сочетания сложных аллитераций из нескольких мягких согласных, в том числе обилие йотированных звуков («унылая»; «очей очарованье», «приятна», «твоя», «люблю я», «увяданье», «дыханье». Эти звуки помогают воссоздать женственный, мягкий образ умирающей красавицы-осени. 

В конце строфы дети могут найти звуки [ц] и [с] и подчеркнуть соответствующие буквы в словах «волнистою», «небеса», «солнца», а также звуки [з] и [р] в словах «редкий», «первые морозы», «зимы угрозы», которые помогают представить картины надвигающейся холодной, снежной и колючей зимы.

► Особенности рифмы

Учитель обращает внимание учащихся на особенности рифмовки и строфы. Это стихотворение написано восьмистрочной строфой, или октавой.

При этом рифмовка необычная. Сначала идет перекрестная рифмовка: первая, третья и пятая строчки рифмуются  между собой («очарованье», «увяданье», «дыханье»); вторая – с четвертой  и шестой («краса», «леса», «небеса»). А затем парная рифмовка: последние две строки рифмуются друг с другом («морозы», «угрозы»).

Таким образом, схема рифмовки стихотворения выглядит так: ab ab ab cc (запись схемы рифмовки на доске).

Унылая пора! Очей очарованье!

Приятна мне твоя прощальная краса

Люблю я пышное природы увяданье,

В багрец и в золото одетые леса,

В их сенях ветра шум и свежее дыханье,

И мглой волнистою покрыты небеса,

И редкий солнца луч, и первые морозы,

И отдаленные седой зимы угрозы.

(а)

(b)

(а)

(b)

(а)

(b)

(с)

(с)

Как вы думаете, случайно ли автор так расположил строки? Конечно же, нет. В первых шести строках изображена осень, ее пышное увядание, которым вдохновлен герой стихотворения. А в последних строках все сильнее звучат «холодные» звуки, автор рисует наступление «седой» старухи зимы. И парная римовка  («морозы»/ «угрозы») помогает воссоздать эту картину. Даже голос при чтении последних строк невольно понижается.

► Осмысление лирического переживания

Меняется ли настроение героя в конце восьмистишия? Настроение героя становится более тревожным, печальным. Об этом мы догадались благодаря картинам зимы и «злым», «колючим» звукам.

Что необычного в изображении зимы у Пушкина? Поэт называет зиму седой, она изображена как живая старуха, которая угрожает всему миру. Эпитет «седой» не случаен, он возникает в воображении поэта потому, что зима приносит с собой белые краски инея и снега. А в завывании северного ветра, нагоняющего «мглу», осенние свинцовые тучи, пушкинскому герою слышатся «отдаленные угрозы».

После анализа текста учитель вновь возвращает ребят к проблемному вопросу (Почему Пушкин одновременно называет осень «унылой» и «чарующей порой»?). Внимательные читатели могут ответить, что осенью природа одевается в самый пышный, торжественный наряд, ее цвета необыкновенно красивы. Но эта осенняя красота последняя, «предсмертная», и для Пушкина она еще более дорога, потому что скоро исчезнет, умрет под напором угроз «седой» старухи-зимы.

Учитель должен помочь детям осознать сложность и противоречивость чувств поэта: это и восхищение, и одновременно грусть, сожаление, и неясная тревога. Но самое главное для поэта – прекрасная и противоречивая осень рождает в его дуще творческое вдохновение («И с каждой осенью я расцветаю вновь...»), именно в это время «пальцы просятся к перу, перо к бумаге...».

Испытывали ли вы, наблюдая картины осени, такие противоречивые настроения?

Этот вопрос, с одной стороны, подводит итог размышлениям над стихами Пушкина, а с другой, возбуждает творческое воображение учащихся, позволяет им осмыслить собственные эстетические переживания. Одновременно это служит подготовкой к домашнему заданию, которое может звучать так: «Составьте устные или письменные рассказы на тему: «Моя любимая осенняя пора». По желанию вы можете нарисовать к своему сочинению иллюстрацию».

4. Подготовка к выразительному чтению

На заключительном этапе урока ведется подготовка к выразительному чтению стихотворения учащимися. Это этап синтеза, когда после анализа текста читатели вновь обращаются к стихотворению, но уже на новом, более глубоком уровне его понимания.

Подготовка проводится методом беседы по следующим ключевым вопросам.

Каким будет темп чтения? Он неторопливый, медленный, немного монотонный. Герой никуда не торопится. Он вглядывается в картины увядающей осени, вслушивается в ее негромкие звуки и наслаждается последними мгновениями умирающей красоты.

Какой будет интонация? Восхищенная в начале чтения и грустная, немного тревожная в конце.

Какова громкость чтения? Начало стихотворения лучше читать более громко, передавая восхищение и наслаждение поэта. Это нам подсказывают восклицательные предложения первой строки. При чтении центральных строчек необходимо подчеркнуть тихие, негромкие «шипящие» и «свистящие» звуки осеннего ветра. В конце стихотворения тембр голоса понижается, подчеркиваем «злые» звуки зимы.

Пробы выразительного чтения.

Text.ru - 100.00%


 Рекомендую изучить:

 Учебно-методический комплект «Вдумчивое чтение» для 1 класса.

► Учебно-методический комплект «Вдумчивое чтение» для 2 класса.

► Учебно-методический комплект «Вдумчивое чтение» для 3 класса.

Вернуться в раздел «Статьи»

Нажмите на кнопку вашей социальной сети и поделитесь информацией с вашими коллегами.

MySQL: 0.0006 s, 2 request(s), PHP: 0.0525 s, total: 0.0531 s, memory (average: [^ma^], maximum: [^mm^]) , document retrieved from cache.