«Школьные рыцари»: рассказ В.К. Железникова «История с азбукой»

Конкурс «Вдумчивый читатель»

Представляю методическую разработку урока внеклассного чтения «Школьные рыцари» из авторской программы «Вдумчивое чтение», 3 класс, раздел 4 «Школьные годы чудесные…» с использованием учебного пособия «Читательский портфель». В статье представлены материалы и фотографии с урока по внеклассному чтению, проведенного Самондросовой Лилией Александровной, учителем начальных классов высшей квалификационной категории МБОУ «СОШ №81» города Барнаула, Алтайский край.

Цели урока

Создать условия для формирования первичных представлений учащихся о произведении В.К.Железникова «История с азбукой», для формирования умения отвечать на вопросы по содержанию и по художественному анализу произведения; для воспитания у школьников чувства взаимопомощи и взаимовыручки.

Планируемые результаты:

 Личностные:

  1. Эмоционально воспринимать поступки героев литературного произведения.
  2. Иметь первоначальные представление о нравственных понятиях, отраженных в литературном тексте.

Метапредметные:

  1. Регулятивные – осуществлять действие по образу и заданному правилу.
  2. Познавательные – осознанно воспринимать содержание литературного произведения, понимать фактическое (познавательное, нравственное) содержание текста.
  3. Коммуникативные – использовать доступные речевые средства для передачи своего впечатления, полученного при ознакомлении с литературным произведением.

Предметные:

  1. Научиться правильно называть произведения (фамилию автора и заглавие), моделировать обложку книги; 
  2. Получить возможность научиться понимать нравственное содержание прочитанного произведения.

Оборудованиеноутбук, проектор, экран, презентация, выставка книг, листы для групповой работы.

Предварительная работа: за две недели до занятия в Уголке чтения помещается задание: прочитать произведения В.К. Железникова. За неделю до занятия учитель предлагает ребятам выполнить задание на выбор: подготовить устный рассказ о необычной истории в 1 классе (период изучения букваря), поработать с толковым словарём (найти объяснение слов: азбука, рыцарь, пионервожатый, чудак, чучело) или составить список произведений про азбуку.

Уголок чтения

Ход занятия

1. Актуализация знаний

Учитель: У меня в руках три предмета: журнал «Мурзилка», книга и диск с фильмом. Как вы думаете, что объединяет все эти предметы? (Дети высказывают предположение, что эти предметы может объединять автор).

2. Введение в тему. Рассказ учителя об авторе с использованием презентации

Учитель: Да, ребята, вы правы. Объединяет автор – Владимир Карпович Железников. Он родился 26 октября 1925 года. После окончания Литературного института имени М.Горького писатель начал работать и публиковаться в журнале «Мурзилка». Первая книга В.К. Железникова «Разноцветная история» вышла в 1960 году. Потом было много книг, и одной из самых знаменитых стала книга «Жизнь и приключения чудака», в которой автор рассказал о пионервожатом.

Рассказ учителя об авторе с использованием презентации

– А кто из вас узнал и может объяснить, кто такой пионервожатый. (Ответы учеников).

– По этой книге был снят фильм «Чудак из пятого «Б». Фильм очень понравился зрителям, а его главный герой Боря со смешной фамилией Збандуто очень полюбился ребятам.

– Откройте «Читательский дневник» на стр. 36 и прочитайте информацию об авторе.

– А книге «Чучело» предшествовал киносценарий, написанный В.К. Железниковым. Интересно, что сначала повесть «Чучело» была напечатана в журнале «Пионер» под названием «И всего-то несколько дней». Почему автор сменил заголовок? Может быть, когда вы прочитаете книгу, вы сможете ответить на этот вопрос? Главную героиню повести и фильма считают чудачкой.

– Кто может объяснить значение слова чудак, чудачка?

УчительГерои книг В.К.Железникова – мальчишки и девчонки, за чудачеством которых скрывается благородство, доброта, сострадание, забота о слабых и беззащитных. Они не могут пройти мимо несправедливости и горя, они остро чувствуют чужую боль и умеют помочь в трудную минуту. С таким героем мы сегодня и познакомимся в рассказе «История с азбукой».

3. Антиципация

– Кто знает значение слова «азбука»Какие значения есть у этого слова? Каким синонимом можно заменить это слово? О ком и о чём может быть данный рассказ? Какие герои будут в рассказе писателя? Выскажите свои предположения.

– Наверное, какое-то необычное событие вдохновило писателя на создание этого рассказа.

– А какие необычные истории были в вашей жизни, когда вы читали Азбуку, Букварь? (Ребята рассказывают истории, подготовленные дома).

4. Комбинированное чтение рассказа «История с азбукой» В.К. Железникова

Рассказ читают учитель и хорошо читающие ученики. 

Комбинированное чтение рассказа «История с азбукой» В.К. Железникова

Комбинированное чтение рассказа «История с азбукой» В.К. Железникова

5. Беседа после первичного восприятия

– Что тронуло в рассказе?

– Подтвердились ли ваши предположения перед началом чтения?

– Какой эпизод в рассказе показался грустным? Какой радостным?

– Кто из героев особенно понравился? Почему?

– Все ли слова в тексте вам понятны? Объясните, что значат выражения: «сидит как статуя», «утиной походочкой», «впутываться в чужие дела», «сочинять на память», «весело на душе».

6. Составление характеристики главного героя

Выполнение задания №1 на стр.38 в «Читательском дневнике»: Порассуждай, какой герой по характеру главный герой рассказа. Выбери определение:

Ответственный, благородный, справедливый, честный,
добрый, настоящий друг, заботливый, веселый.

Своё мнение школьники подтверждают словами из текста (выборочное чтение).

– Можно ли главного героя назвать рыцарем? Кто такие рыцари?

– Почему автор называет рыцарем Серёжу? Найдите в тексте доказательства. (Ребята находят слова «…он был не из тех, кто бил лежачих»). Как вы понимаете эти слова?

7. Загадка от автора

– В тексте рассказа есть одна загадка от автора: «всемирно известное имя». О каком имени идёт речь? И почему оно всемирно известно?

(Дети находят в тексте, что речь идёт об имени Юра. А всемирно известным его сделал первый космонавт мира – Юрий Алексеевич Гагарин, т.к. в тексте автор даёт подсказку, упоминая фамилии первых космонавтов: Гагарина и Титова).

8. Осмысление главной мысли рассказа

Беседа по вопросам:

– Давайте ещё раз вспомним, что значит слово «азбука»? (Букварь, книга для изучения алфавита).

– Какие еще значения есть у этого слова? Каким синонимом можно заменить это слово?

– Могли бы мы заменить слово «азбука» в названии рассказа? Например, «История с алфавитом» или «История с букварём»?

– Есть много произведений о буквах, об алфавите (азбуке). Готовясь к этому уроку, какие вы нашли? (Ученики показывают свои списки книг, в названиях которых есть слово азбука).

– Можно ли рассказ В.К. Железникова отнести к этому списку? Почему?

Учитель: Я тоже хочу высказать своё мнение. На мой взгляд, В.К.Железников в своём рассказе говорит не только о том, как важно быть грамотным и знать азбуку (знать буквы и уметь читать).

Мне кажется, что автор употребляет это слово и в другом, переносном значании: азбука как основа, начало чего-либо. В данном рассказе – это постижение азбуки (основ) доброты, которая проявилась в словах и в поступках героев. Железников учит нас взаимовыручке, взаимопомощи. Этой азбуке тоже нужно научиться.

– Выскажите своё мнение, как можно по-другому назвать рассказ, чтобы стала ясна его нравственная задача.

Мы с вами на внеурочных занятиях по этике затрагивали тему добрых поступков. Вы всегда говорили, что нужно помогать друг другу, своим родителям, бабушкам. А нужно ли помогать незнакомым людям? Кому и как мы можем помочь?

(Дети высказывают предложения сделать малышам из соседнего детского сада снежную горку во дворе, ребятам из детского дома собрать в подарок библиотеку книг, школьникам Донбасса выслать школьные принадлежности, принимать активное участие в объявленных в городе акциях).

Все предложения ребят учитель записал, чтобы подробно обсудить их на внеурочном занятии по этике.

9. Работа с текстом

Работа в группах. 

УчительКак можно текст данного рассказа разделить на части? Посоветуйтесь в группах, на сколько частей можно разделить текст и дайте название каждой части.

Работа в группах.

Представление результатов работы каждой группы. После выступления каждой группы с результатами работы ребята приходят к выводу, что текст делится на три смысловые части. Для этих частей были выбраны заголовки:

1. Встреча с девочкой в школе: «Грустная первоклассница».

2. Разговор героев рассказа во дворе школы: «Наука – сложное дело!»

3. Разговор героев рассказа во дворе дома: «Отличное настроение».

10. Домашнее задание

Выполнение заданий по выбору:

  • задание №2 на стр.38 в «Читательском дневнике»: пофантазируй и придумай четвёртую часть – продолжение рассказа.
  • задание №3 на стр.38 в «Читательском дневнике»: вспомни того, кто помогал тебе в трудную минуту. Расскажи об этом.

11. Рефлексия урока. «Свободный микрофон»

– Представьте, что у вас в руках микрофон, выскажите свои впечатления об уроке, закончите предложения.

Сегодня я узнал(а)… Было интересно...

Я понял(а), что… Я умею…

Теперь я могу… Я попробую…

Я почувствовал(а), что… Меня удивило…

Я приобрёл(а)… Мне захотелось…

Урок дал мне для жизни…

Рефлексия урока. «Свободный микрофон»

Оформить заказ на пособия

Вернуться в раздел «Методика»

Нажмите на кнопку вашей социальной сети и поделитесь информацией с вашими коллегами.

MySQL: 0.0007 s, 2 request(s), PHP: 0.0538 s, total: 0.0546 s, memory (average: [^ma^], maximum: [^mm^]) , document retrieved from cache.