«Школьные рыцари»: рассказ В.К. Железникова «История с азбукой»
Конкурс «Вдумчивый читатель»
Представляю методическую разработку урока внеклассного чтения «Школьные рыцари» из авторской программы «Вдумчивое чтение», 3 класс, раздел 4 «Школьные годы чудесные…» с использованием учебного пособия «Читательский портфель». В статье представлены материалы и фотографии с урока по внеклассному чтению, проведенного Самондросовой Лилией Александровной, учителем начальных классов высшей квалификационной категории МБОУ «СОШ №81» города Барнаула, Алтайский край.
Цели урока:
Создать условия для формирования первичных представлений учащихся о произведении В.К.Железникова «История с азбукой», для формирования умения отвечать на вопросы по содержанию и по художественному анализу произведения; для воспитания у школьников чувства взаимопомощи и взаимовыручки.
Планируемые результаты:
Личностные:
- Эмоционально воспринимать поступки героев литературного произведения.
- Иметь первоначальные представление о нравственных понятиях, отраженных в литературном тексте.
Метапредметные:
- Регулятивные – осуществлять действие по образу и заданному правилу.
- Познавательные – осознанно воспринимать содержание литературного произведения, понимать фактическое (познавательное, нравственное) содержание текста.
- Коммуникативные – использовать доступные речевые средства для передачи своего впечатления, полученного при ознакомлении с литературным произведением.
Предметные:
- Научиться правильно называть произведения (фамилию автора и заглавие), моделировать обложку книги;
- Получить возможность научиться понимать нравственное содержание прочитанного произведения.
Оборудование: ноутбук, проектор, экран, презентация, выставка книг, листы для групповой работы.
Предварительная работа: за две недели до занятия в Уголке чтения помещается задание: прочитать произведения В.К. Железникова. За неделю до занятия учитель предлагает ребятам выполнить задание на выбор: подготовить устный рассказ о необычной истории в 1 классе (период изучения букваря), поработать с толковым словарём (найти объяснение слов: азбука, рыцарь, пионервожатый, чудак, чучело) или составить список произведений про азбуку.
Ход занятия
1. Актуализация знаний
Учитель: У меня в руках три предмета: журнал «Мурзилка», книга и диск с фильмом. Как вы думаете, что объединяет все эти предметы? (Дети высказывают предположение, что эти предметы может объединять автор).
2. Введение в тему. Рассказ учителя об авторе с использованием презентации
Учитель: Да, ребята, вы правы. Объединяет автор – Владимир Карпович Железников. Он родился 26 октября 1925 года. После окончания Литературного института имени М.Горького писатель начал работать и публиковаться в журнале «Мурзилка». Первая книга В.К. Железникова «Разноцветная история» вышла в 1960 году. Потом было много книг, и одной из самых знаменитых стала книга «Жизнь и приключения чудака», в которой автор рассказал о пионервожатом.
– А кто из вас узнал и может объяснить, кто такой пионервожатый. (Ответы учеников).
– По этой книге был снят фильм «Чудак из пятого «Б». Фильм очень понравился зрителям, а его главный герой Боря со смешной фамилией Збандуто очень полюбился ребятам.
– Откройте «Читательский дневник» на стр. 36 и прочитайте информацию об авторе.
– А книге «Чучело» предшествовал киносценарий, написанный В.К. Железниковым. Интересно, что сначала повесть «Чучело» была напечатана в журнале «Пионер» под названием «И всего-то несколько дней». Почему автор сменил заголовок? Может быть, когда вы прочитаете книгу, вы сможете ответить на этот вопрос? Главную героиню повести и фильма считают чудачкой.
– Кто может объяснить значение слова чудак, чудачка?
Учитель: Герои книг В.К.Железникова – мальчишки и девчонки, за чудачеством которых скрывается благородство, доброта, сострадание, забота о слабых и беззащитных. Они не могут пройти мимо несправедливости и горя, они остро чувствуют чужую боль и умеют помочь в трудную минуту. С таким героем мы сегодня и познакомимся в рассказе «История с азбукой».
3. Антиципация
– Кто знает значение слова «азбука»? Какие значения есть у этого слова? Каким синонимом можно заменить это слово? О ком и о чём может быть данный рассказ? Какие герои будут в рассказе писателя? Выскажите свои предположения.
– Наверное, какое-то необычное событие вдохновило писателя на создание этого рассказа.
– А какие необычные истории были в вашей жизни, когда вы читали Азбуку, Букварь? (Ребята рассказывают истории, подготовленные дома).
4. Комбинированное чтение рассказа «История с азбукой» В.К. Железникова
Рассказ читают учитель и хорошо читающие ученики.
5. Беседа после первичного восприятия
– Что тронуло в рассказе?
– Подтвердились ли ваши предположения перед началом чтения?
– Какой эпизод в рассказе показался грустным? Какой радостным?
– Кто из героев особенно понравился? Почему?
– Все ли слова в тексте вам понятны? Объясните, что значат выражения: «сидит как статуя», «утиной походочкой», «впутываться в чужие дела», «сочинять на память», «весело на душе».
6. Составление характеристики главного героя
Выполнение задания №1 на стр.38 в «Читательском дневнике»: Порассуждай, какой герой по характеру главный герой рассказа. Выбери определение:
Ответственный, благородный, справедливый, честный,
добрый, настоящий друг, заботливый, веселый.
Своё мнение школьники подтверждают словами из текста (выборочное чтение).
– Можно ли главного героя назвать рыцарем? Кто такие рыцари?
– Почему автор называет рыцарем Серёжу? Найдите в тексте доказательства. (Ребята находят слова «…он был не из тех, кто бил лежачих»). Как вы понимаете эти слова?
7. Загадка от автора
– В тексте рассказа есть одна загадка от автора: «всемирно известное имя». О каком имени идёт речь? И почему оно всемирно известно?
(Дети находят в тексте, что речь идёт об имени Юра. А всемирно известным его сделал первый космонавт мира – Юрий Алексеевич Гагарин, т.к. в тексте автор даёт подсказку, упоминая фамилии первых космонавтов: Гагарина и Титова).
8. Осмысление главной мысли рассказа
Беседа по вопросам:
– Давайте ещё раз вспомним, что значит слово «азбука»? (Букварь, книга для изучения алфавита).
– Какие еще значения есть у этого слова? Каким синонимом можно заменить это слово?
– Могли бы мы заменить слово «азбука» в названии рассказа? Например, «История с алфавитом» или «История с букварём»?
– Есть много произведений о буквах, об алфавите (азбуке). Готовясь к этому уроку, какие вы нашли? (Ученики показывают свои списки книг, в названиях которых есть слово азбука).
– Можно ли рассказ В.К. Железникова отнести к этому списку? Почему?
Учитель: Я тоже хочу высказать своё мнение. На мой взгляд, В.К.Железников в своём рассказе говорит не только о том, как важно быть грамотным и знать азбуку (знать буквы и уметь читать).
Мне кажется, что автор употребляет это слово и в другом, переносном значании: азбука как основа, начало чего-либо. В данном рассказе – это постижение азбуки (основ) доброты, которая проявилась в словах и в поступках героев. Железников учит нас взаимовыручке, взаимопомощи. Этой азбуке тоже нужно научиться.
– Выскажите своё мнение, как можно по-другому назвать рассказ, чтобы стала ясна его нравственная задача.
Мы с вами на внеурочных занятиях по этике затрагивали тему добрых поступков. Вы всегда говорили, что нужно помогать друг другу, своим родителям, бабушкам. А нужно ли помогать незнакомым людям? Кому и как мы можем помочь?
(Дети высказывают предложения сделать малышам из соседнего детского сада снежную горку во дворе, ребятам из детского дома собрать в подарок библиотеку книг, школьникам Донбасса выслать школьные принадлежности, принимать активное участие в объявленных в городе акциях).
Все предложения ребят учитель записал, чтобы подробно обсудить их на внеурочном занятии по этике.
9. Работа с текстом
Работа в группах.
Учитель: Как можно текст данного рассказа разделить на части? Посоветуйтесь в группах, на сколько частей можно разделить текст и дайте название каждой части.
Представление результатов работы каждой группы. После выступления каждой группы с результатами работы ребята приходят к выводу, что текст делится на три смысловые части. Для этих частей были выбраны заголовки:
1. Встреча с девочкой в школе: «Грустная первоклассница».
2. Разговор героев рассказа во дворе школы: «Наука – сложное дело!»
3. Разговор героев рассказа во дворе дома: «Отличное настроение».
10. Домашнее задание
Выполнение заданий по выбору:
- задание №2 на стр.38 в «Читательском дневнике»: пофантазируй и придумай четвёртую часть – продолжение рассказа.
- задание №3 на стр.38 в «Читательском дневнике»: вспомни того, кто помогал тебе в трудную минуту. Расскажи об этом.
11. Рефлексия урока. «Свободный микрофон»
– Представьте, что у вас в руках микрофон, выскажите свои впечатления об уроке, закончите предложения.
Сегодня я узнал(а)… Было интересно...
Я понял(а), что… Я умею…
Теперь я могу… Я попробую…
Я почувствовал(а), что… Меня удивило…
Я приобрёл(а)… Мне захотелось…
Урок дал мне для жизни…
Нажмите на кнопку вашей социальной сети и поделитесь информацией с вашими коллегами.