«Русалочка» Г.-Х. Андерсена: красота и трагедия романтической героини
Представляю один из вариантов проведения урока по хрестоматийной сказке «Русалочка» Г.Х. Андерсена. Предлагаемый сценарий урока мотивирует читателей вдумчиво перечитать текст, нацеливает на обсуждение сложных проблемных и аналитических вопросов, и как результат – постижение прекрасной и трагической судьбы любимой романтической героини автора.
Предметные задачи урока:
Примерный ход работыНа этапе подготовки к первичному восприятию сказки можно провести викторину по известным произведениям Андерсена. По результатам – награждается лучший знаток сказок Андерсена. Как вариант начала занятия по теме – выставка детских рисунков к любимых сказкам писателя. Перед чтением сказки сообщение учителя о памятнике русалочке в Копенгагене, столице Дании. Постановка главного проблемного вопроса урока: За что именно этой сказочной героине поставлен памятник? |
Сказка «Русалочка» Андерсена |
Комбинированное чтение сказки. После чтения проверка восприятия:
- Какие эпизоды особенно затронули?
- Кто из персонажей запомнился?
- Какая это сказка по настроению?
Обучающиеся дают первые ответы на поставленный главный проблемный вопрос.
Поскольку сказка имеет большой объем, ее перечитывание может сопровождаться выделением основных частей и их озаглавливанием. Можно выделить пять основных частей сказки. Возможные формулировки пунктов плана:
- Безмятежная жизнь Русалочки до ее пятнадцатилетия.
- Необыкновенная встреча Русалочки с принцем.
- Первое страшное испытание героини: «чудный голос» за «две маленькие ножки».
- Страдания «немой крошки».
- Прекрасная смерть Русалочки*.
* Примечание: это задание выполняется не сразу, а по мере прочитывания сказки и анализа ее частей. Поэтому последующие задания будут выполняться одновременно с составлением плана, который в итоге должен обобщить представления учащихся как о структуре произведения, так и о характере главной героини.
Анализ п е р в о й ч а с т и сказки. При перечитывании целесообразно обратить внимание на развернутые сравнения и эпитеты в начале повествования, придающие сказке особую поэтичность и красочность. Эта поэтичность повествования помогает подчеркнуть особенность Русалочки в сравнении с другими сестрами.
Чем Русалочка отличалась от своих сестер?
- «милее всех»;
- «тихая, задумчивая»;
- мечтает о мире людей.
Анализ в т о р о й ч а с т и сказки. Какую картину рисует автор, когда Русалочка поднимается на поверхность моря? При выборочном перечитывании обратить внимание на красочные описания солнца, корабля, фейерверка, создающие необычный фон для встречи героев.После перечитывания этой части целесообразно задать проблемный вопрос: Почему Андерсен изобразил бурю и трагедию на корабле? Ответ на этот сложный вопрос может не прозвучать сразу, но необходимо подсказать детям неслучайность, закономерность любого эпизода в художественном тексте. В данном случае буря и трагедия предвещают трагическую судьбу Русалочки.
Анализ т р е т ь е й ч а с т и сказки. Какие испытания претерпела Русалочка, обратившись к ведьме? Выборочное пересказ эпизода посещения ведьмы. Какие человеческие качества она проявила в этом эпизоде? Мужество, бесстрашие, верность своим идеалам, твердость характера. Эти качества тем более удивительны, что в начале повествования автор подчеркивал хрупкость и слабость Русалочки.
Ради чего Русалочка терпит эти страдания? Ради любви, ради прекрасной, по ее мнению, жизни на земле, ради обретения бессмертной души. Последняя причина не отражена в сокращенном изложении сказки для детей, но очень важна в христианской концепции сказки.
Что потеряла Русалочка, решившись подняться на землю? Этот вопрос читатели обычно игнорируют, однако в понимании автора принципиально важна мысль о том, что романтическая личность (а такой, несомненно, является Русалочка) обязательно жертвует ради своих возвышенных иллюзий и идеалов чем-то привычным и ценным для обыденного сознания. Это подчеркивает особенность и мужество романтика. Ответы:
- чудный голос;
- родных и близких;
- возможность жить беззаботно триста лет.
При анализе ч е т в е р т о й ч а с т и особое внимание нужно обратить на внутренние переживания героини. В соответствии с этой задачей дети перечитывают текст и подчеркивают те фрагменты, в которых говорится о мучительной физической боли Русалочки («ей было так больно, будто она ступала по острым ножам»). Особое внимание стоит уделить внутренним переживаниям героини: она испытывает еще более сильную душевную боль и от того, что не могла рассказать принцу о своей любви, и оттого, что ее мучила тоска по дому, и от того, что принц, любя ее, и не помышлял «сделать ее своей женой».
После обсуждения этих эпизодов необходимо сделать первичные обобщения о героине андерсеновской сказки: несмотря на внешнюю хрупкость и беззащитность, она оказалась сильной и мужественной, бесстрашно переживающей мучительную боль, как физическую, так и душевную. Не обладая человеческой душой, она тем не менее проявила лучшие человеческие качества: самоотверженную любовь и преданность.
После этого целесообразно поработать над выразительностью чтения данных эпизодов и особенно эпизода свадьбы принца. Главная задача – постараться передать глубину и силу чувств героини. На этом этапе можно предложить учащимся выполнить творческое задание: найти в сказке сравнения, с помощью которых описывается Русалочка («немой найденыш», «ласточка, преследуемая коршуном» и т. д.), а затем подобрать свои определения (сравнения, эпитеты) для героини. Это задание может быть дано на дом вместе с заданием перечитать одну из частей сказки и сделать рисунки главной героини.
Анализ п я т о й ч а с т и сказки. Почему Русалочка выбросила нож? Какие человеческие качества Русалочки проявились в этом эпизоде? Благородство, великодушие, самоотверженность.
Как изображается смерть Русалочки? Для ответа на этот сложный вопрос целесообразно выполнить следующее задание: найти в тексте и подчеркнуть эпитеты, с помощью которых автор рисует картину смерти. Результаты этой работы учитель или один из учеников фиксирует на доске, прикрепляя заранее подготовленные аншлаги. В итоге учащиеся должны отметить следующие выражения:
- солнце – «ясное»,
- облака – «розовые»,
- паруса – «белые»,
- музыка – «возвышенная»,
- создания – «прозрачные», «чудные».
После этого учитель подводит учащихся к выводу: картина смерти печальна, но и одновременно светла, возвышенна и прекрасна. Русалочка улетает в заоблачный мир, где она сможет обрести «любовь и счастье, каких не нашла на земле». Автор дарует ей возможность самой, не завися от чужой воли, обрести бессмертную душу.
Обобщение представлений о характере героини. За какие заслуги Русалочке поставлен в Дании памятник? За мужество, волю, преданность и настоящую любовь. Своим подвигом она заслужила право на бессмертную человеческую душу.
Итоговое обобщение основных идей сказки: Почему автор так печально закончил эту сказку? Возможные варианты ответов:
- Андерсен хотел, чтобы мы, читая о смерти Русалочки, учились состраданию.
- Смертью своей любимой героини автор хотел показать силу настоящей любви, бескорыстной и самоотверженной.
- Автор не верил, что в реальной земной жизни можно найти любовь и взаимопонимание. Они есть лишь в «заоблачном мире» (учитель может напомнить детям, что некрасивый Андерсен был несчастен в своей личной жизни).
В качестве дополнительного творческого задания, которое может быть дано на дом, учитель предлагает учащимся нарисовать иллюстрации к сказке. Это задание нацелено на то, чтобы помочь детям осознать красочность и высокую степень изобразительности языка андерсеновской сказки. Учащиеся выбирают по желанию наиболее понравившийся сказочный пейзаж (описание подводного царства, описание моря и корабля, которые впервые увидела Русалочка, описание морской бури, дворца, в котором жил принц и т. д.), рисуют к нему иллюстрацию и подписывают ее цитатой из сказки, которая отражает содержание данного рисунка.
На следующем уроке делается выставка детских рисунков и зачитываются самые красивые эпизоды сказки. Лучшие иллюстрации можно оформить в детский журнал «Любимые страницы сказки Андерсена».
Представляю вам издание «Русалочки» с потрясающими иллюстрациями Кристиана Бирмингема – это без преувеличения самая красивая иллюстрированная версия этой сказки Андерсена: в книге 35 огромных иллюстраций, каждая из которых – настоящий шедевр, в том числе 12 огромных полотен на целый разворот каждое.
За основу взят первый перевод сказки, выполненный 120 лет назад супругами Анной и Петром Ганзен. Текст адаптирован для детей младшего школьного возраста.
В данном издании меня привлекло и то, что в нем восстановлена очень важная линия повествования, которая после революции 1917 года исчезла из перевода А. и П. Ганзен по идеологическим соображениям.
В оригинале сказки Андерсена важным мотивом, побудившим русалочку принять человеческий облик, было желание обрести бессмертную душу, которая была у каждого человека и позволяла после смерти войти в Царствие Небесное.
Именно страстное желание обрести бессмертную душу, которую можно было получить через любовь прекрасного принца (а не только эта любовь сама по себе), приводит русалочку к ведьме, побуждает выпить колдовское зелье и терпеть муки земного существования.
Теряя принца, русалочка теряла не просто жизнь – она теряла возможность войти в вечность и должна была уйти в небытие, и это обстоятельство увеличивает трагизм ситуации перед развязкой.
В данном издании сказки эта линия полностью восстановлена, а сам контекст этой трогательной и светлой истории дает возможность поговорить с ребёнком о вечных ценностях – о любви и верности, смерти и бессмертии, борьбе добра и зла в душе каждого из нас.
Нажмите на кнопку вашей социальной сети и поделитесь информацией с вашими коллегами.