Знаменитая книга о приключениях барона Мюнхгаузена

Представляю методическую разработку внеклассного занятия во 2 классе из авторской программы «Вдумчивое чтение». Полностью этот материал представлен в «Читательском портфеле для 2 класса» и в моем методическом пособии «Вдумчивое чтение во 2 классе (с использованием учебного пособия «Читательский портфель»)».  В статье представлены фотографии с занятия по внеклассному чтению в школе № 49 г. Новоуральска Свердловской области.

Книга о бароне Мюнхгаузене так или иначе знакома второклассникам по дошкольному чтению, по пересказам наиболее известных эпизодов, по экранизациям (наиболее известен фильм Марка Захарова «Тот самый Мюнхгаузен», в котором заглавную роль блистательно сыграл актер Олег Янковский). Поэтому на занятии по внеклассному чтению первичные представления обучающихся необходимо дополнить и систематизировать. Это станет возможным, если дети познакомятся со всей книгой целиком, с историей ее создания, а также узнают о прототипе знаменитого литературного героя.


 Э.Распе. «Приключения барона Мюнхаузена»

Э.Распе. «Приключения барона Мюнхаузена»

 Знаменитые истории немецкого писателя Рудольфа Эриха Распе «о самом правдивом человеке на земле» – бароне Мюнхаузене в пересказе Корнея Чуковского.

Барон Мюнхаузен – человек невероятно храбрый и находчивый, он найдет выход из любой ситуации: вытащит себя за волосы из болота, одолеет крокодила и льва и даже не побоится полететь на пушечном ядре. Мало кто верит в правдивость его рассказов, но вот уже больше двух столетий этот неунывающий герой остается любимцем детей и взрослых.

 


На занятии по данной теме учитель может использовать авторскую презентацию «Приключения барона Мюнхаузена».

Помимо этого, учитель может организовать внеурочную деятельность второклассников с использованием сети Интернет, например:


Цель занятия:

Расширить первичные представления школьников о своеобразии книги Э. Распе о бароне Мюнхгаузене.

Задачи:

1) познакомить школьников с жизнью легендарного барона Мюнхгаузена; 2) углубить первичные представления обучающихся об особенностях юмористических рассказов и структуре книги, посвященной приключениям Мюнхгаузена; 3) совершенствовать следующие читательские умения: умение составлять аннотацию, умение давать развернутую характеристику героя, умение ориентироваться в крупнообъемном сборнике рассказов; 4) углублять интерес обучающихся к истории мировой литературы.

Ход занятия

1. За две недели до занятия в Уголке чтения учитель вывешивает задание: найти и прочитать книгу рассказов Эриха Распе «Приключения барона Мюнхгаузена» (в переводе К.И. Чуковского). Педагог приносит в класс для самостоятельного чтения детей этот сборник рассказов, взятый в школьной библиотеке. За неделю до занятия просит обучающихся выполнить (по желанию) задания №№ 1, 2 и 3 на с. 20 из учебного пособия.

2. Занятие начинается с того, что учитель объявляет детям о начале удивительного путешествия в необыкновенные страны. Попутчиком и проводником в этом путешествии станет самый знаменитый в мире фантазер и балагур – барон Мюнхгаузен. Кто заранее подготовился к путешествию, т.е. прочитал невероятные путевые заметки барона, в конце занятия будет награжден званием «знатока в мире выдумки и смеха». В качестве наград могут выступать специально приготовленные значки, открытки, книги и т.п.

3. Выставка книг о приключениях барона Мюнхгаузена, подготовленная совместно учителем, библиотекарем и школьниками. Учитель обращает внимание детей на красочные обложки книг, просит назвать, кто автор (Эрих Распе), переводчик (К.И. Чуковский – детский сказочник – пересказал знаменитую книгу немецкого писателя на русском языке), что общего в рисунках (необыкновенные животные, главный герой – барон Мюнхгаузен, рисунки по настроению смешные, веселые). Учитель обращает внимание обучающихся на разных художников книги о Мюнхгаузене.

Выступления детей, которые готовили выставку книг и могут выполнить задание № 1 из Читательского портфеля: перечислить наиболее понравившиеся и запомнившиеся рассказы из сборника. Несколько учеников выходят к доске, берут свои книги с выставки и по оглавлению называют наиболее интересные, на их взгляд, рассказы о приключениях барона Мюнхгаузена. Составляется рейтинг самых интересных рассказов.

Педагог характеризует структуру книги: в пересказе Чуковского она состоит из двух неравных частей: в первой части помещены маленькие рассказы, известные всем («Удивительная охота», «Необыкновенный олень», «Верхом на ядре» и т.д.); во второй части рассказов по количеству больше и они крупнее по объему, многие из них были не знакомы юным читателям.

4. Конкурс на лучшего рассказчика. Выполнение задания № 2 из пособия: несколько учеников выходят к доске и зачитывают свои аннотации к любимым рассказам писателя. Учитель просит показать выступающего, в какой части книги находится его любимый рассказ. Вопрос обучающимся: Какой книжный элемент подскажет нам, где находится рассказ? (оглавление). Награждение лучшего рассказчика.

5. Выступления обучающихся, которые выполнили задание № 3 в Читательском портфеле: нарисовали иллюстрации к любимому рассказу. Желательно, чтобы на данном этапе выступили дети, которые не смогли принять участие в подготовке выставки книг. Несколько учеников выходят к доске и показывают свои рисунки, кратко пересказывают рассказ, не указывая его названия. Для остальных объявляется конкурс «Угадай-ка»: учащиеся отгадывают названия рассказов, к которым нарисованы иллюстрации, находят, в какой части книги они находится. Награждения лучших иллюстраторов и знатоков книги Распе. Тем ученикам, которые не выполнили в своих тетрадях указанные задания, педагог советует их выполнить после занятия.

Учитель подводит предварительные итоги по книге Распе: каков ее главный герой? Что привлекает читателей в рассказах о бароне Мюнхгаузене? (Необыкновенные приключения, выдуманные истории). Что является особенно смешным в этой книге? (Сам герой, невероятные и необычные ситуации, в которые он попадает).

6. Проблемный вопрос: барон Мюнхгаузен – вымышленный герой или в реальной жизни был человек с таким именем? Предположения учащихся. Рассказ учителя о бароне Мюнхгаузене*.

*Примечание: Подробная информация для учителя о бароне Мюнхгаузене представлена в методическом пособии «Вдумчивое чтение во 2 классе (с использованием учебного пособия «Читательский портфель»)».

7. Групповая литературная игра «Лишнее слово». Педагог предлагает школьникам разбиться на 5 групп. Каждая группа должна иметь книгу Распе. Победителями и самыми внимательными читателями будут названы члены той команды, которая быстрее и правильнее выполнит задание № 4 на в учебном пособии (при ограниченном времени каждая группа получает не все пять, а только по одному вопросу из этого задания). Учитель усложняет задание: нужно не только по опорным словам отгадать название рассказа и вычеркнуть лишнее слово, но и найти в тексте этого рассказа остальные слова и зачитать предложения с ними. Проверка, награждение победившей команды.

8. Учитель говорит о том, что удивительное путешествие вместе с бароном Мюнхгаузеном продолжается, и сейчас читатели смогут оказаться в разных странах. Для этого педагог предлагает поиграть в литературную игру «Внимательный читатель». Обучающиеся в парах выполняют задание № 5 на в учебном пособии. Учитель вновь усложняет задание: нужно не только соединить место действие и название рассказа, но найти и зачитать фрагмент этого рассказа, подтверждающий правильность выбора. Проверка, награждение самых внимательных читателей.

9. Педагог предлагает второклассникам охарактеризовать спутника их сегодняшнего путешествия – барона Мюнхгаузена, каким он запомнился каждому читателю. Так как у каждого читателя остались свои впечатления, ученики индивидуально выполняют задание № 6 в Читательском портфеле. Свое мнение необходимо подтвердить пересказом или выборочным чтением соответствующего эпизода из книги Распе. Заслушиваются разные варианты ответов.

Учитель делает вывод о том, что большинству читателей барон Мюнхгаузен запомнился как веселый любитель приключений и фантазер, балагур и храбрый солдат, который никогда не растеряется в трудной ситуации. С таким спутником не страшно путешествовать по всему миру.

10. Обобщенная характеристика главного героя книги по плану, представленному в задании № 7 в пособии. Это задание повышенной трудности и требует хорошего знания текста, умения обобщать и рассуждать. Поэтому его лучше предложить сильному ученику, который за свой рассказ (или даже за попытку рассказать) будет вознагражден как лучший знаток самого знаменитого фантазера.

11. Подведение итогов занятия-путешествия: что нового и интересного узнали на занятии? Какие рассказы запомнились больше всего? Каково ваше отношение к главному герою? Выполнение задания № 8 (читательский рейтинг). Награждение  «знатоков в мире выдумки и смеха».

 
 

Оформить заказ

Вернуться в раздел «Методика»

Вернуться в раздел «Статьи»

Нажмите на кнопку вашей социальной сети и поделитесь информацией с вашими коллегами.

MySQL: 0.0008 s, 2 request(s), PHP: 0.0429 s, total: 0.0437 s, memory (average: [^ma^], maximum: [^mm^]) , document retrieved from cache.