Рассказы о «зверёнках» Евгения Чарушина
Представляю методическую разработку внеклассного занятия во 2 классе из авторской программы «Вдумчивое чтение». Полностью этот материал представлен в «Читательском портфеле для 2 класса» и в моем методическом пособии «Вдумчивое чтение во 2 классе (с использованием учебного пособия «Читательский портфель»)».
Рассказы о животных Е. И. Чарушина знакомы читателям с дошкольного детства. Традиционно в школьные хрестоматии входят такие его произведения, как «Страшный рассказ», «Волчишко», «Про Томку». Книги Чарушина в достаточном объеме есть в школьных и домашних библиотеках. Именно поэтому во втором классе можно начать более сложную читательскую работу: попытаться обобщить начальные представления обучающихся о произведениях этого известного автора. Для этого учителю необходима дополнительная информация, которой он может поделиться со своими учениками на занятии по внеклассному чтению. Как вариант в сильном классе – учитель дает задание детям подобрать материалы о творчестве писателя.
При еженедельном планировании занятий внеклассного чтения данную тему можно разбить на два занятия.
Подробная информация для учителя о Чарушине Евгении Ивановиче представлена в методическом пособии «Вдумчивое чтение во 2 классе (с использованием учебного пособия «Читательский портфель»)».
Евгений Чарушин. «Друзья»
Евгений Иванович Чарушин обладал талантом не только замечательного рассказчика, но и выдающегося художника. Гармонично дополняя свои произведения великолепными иллюстрациями, Чарушин рассказывал просто и непринуждённо об удивительном мире животных и птиц.
Заложенные отцом анималистические традиции продолжил художник Никита Евгеньевич Чарушин. В книгу вошли рассказы Евгения Чарушина, проиллюстрированные автором и его сыном.
Цель занятия:
Обобщить первичные представления школьников о своеобразии личности и произведений Е. И. Чарушина на материале рассказов «Лесной котенок» и «Две мышки».
Задачи:
- Познакомить обучающихся с особенностями анималистических рассказов Е. И. Чарушина.
- Совершенствовать следующие читательские умения: умение составлять аннотацию, умение сравнивать произведения на одну тему, умение воссоздавать в своем воображении образные картины.
- Углублять интерес обучающихся к миру животных, воспитывать любовь и сочувствие к «братьям меньшим».
Ход занятия
1. За две недели до занятия в Уголке чтения учитель вывешивает задание: найти и прочитать рассказы о животных писателя Евгения Ивановича Чарушина. По возможности педагог приносит в класс для самостоятельного чтения детей книги писателя, взятые в школьной библиотеке. За неделю до занятия просит обучающихся выполнить (по желанию) задания № 1, 2, 3 из «Читательского портфеля для 2 класса».
2. Занятие по внеклассному чтению, посвященное произведениям Е.И. Чарушина, можно начать с выставки книг Чарушина, подготовленной учителем, библиотекарем и обучающимися. Учитель обращает внимание детей на огромное количество книг этого автора, на названия его книг, их жанр, место и время издания, на красочные обложки, просит назвать, что общего в рисунках (природа, животные, маленькие животные, рисунки по настроению добрые и трогательные, автор рисунков – сам писатель Чарушин).
3. После этого учитель просит выступить тех детей, которые выполнили задание № 1 в Читательском портфеле: нарисовали образцы обложек книг писателя. Несколько (3 – 4) учеников выходят к доске и показывают свои работы. Учитель и остальные обучающиеся проверяют, полно ли выполнено задание: кроме иллюстрации нужно было написать фамилию автора и художника, издательство и год издания, жанр. Желательно, чтобы на данном этапе выступили дети, которые не приняли участия в подготовке выставки книг.
4. Выполнение задания № 2: несколько учеников выходят к доске, называют и показывают на выставке книгу, которую они принесли, и перечисляют рассказы, которые в нее вошли. Педагог обращает внимание детей на известные им книжные элементы: оглавление, предисловие, иллюстрации, учит находить в сборнике рассказов нужное произведение. Обучающиеся на примере нескольких изданий самостоятельно находят информацию об авторе и художнике – и тем и другим является Е.И. Чарушин.
Несколько учеников зачитывают свои аннотации к любимым рассказам писателя (задание № 3). Уже на этом этапе занятия можно подвести предварительные итоги по творчеству Чарушина: кто главные герои его книг? Каким настроением проникнуты его рассказы? Чем привлекают рисунки этого писателя и художника?
Тем ученикам, которые не выполнили в своих пособиях указанные задания, можно посоветовать выполнить их после занятия.
5. Перед чтением рассказов Чарушина из Читательского портфеля провести предварительное обсуждение их тематики (прием антиципации), ориентируясь на названия рассказов и уже имеющиеся представления обучающихся о творчестве писателя: как вы думаете, чем эти рассказы могут быть похожи на другие рассказы этого писателя? (Это рассказы тоже о животных, наверное, о маленьких – «котенок», «мышки»).
6. Выразительное чтение учителем рассказа «Лесной котенок» или просмотр видеоклипа.
В середине рассказа можно сделать паузу и попросить ответить детей на проблемный вопрос из тетради: «Порассуждай, почему рассказчик испугался лесного котенка». После кратких ответов учитель дочитывает рассказ.
Проверка первичного восприятия: что особенно поразило в рассказе? Что показалось удивительным, смешным?
7. Так как основное внимание читателей привлечено к маленькому герою рассказа, то учитель предлагает выполнить задание № 5 в учебном пособии: обучающимся нужно самостоятельно перечитать текст и подчеркнуть в нем описания внешнего вида (зеленым карандашом) и описания поведения котенка (синим карандашом). При проверке учитель сопоставляет описание котенка и рисунок, выполненный Чарушиным. Как относится к герою автор? (лесной котенок нравится автору, поэтому он выбирает слова с уменьшительно-ласкательными суффиксами «котеночек», «хвостишко», «мордочка», «подушечки»).
Затем дети зачитывают глаголы, которыми автор описал поведение рысенка («играет», «отплевался», «подполз», «замяучит» и т.д.). После этого учитель спрашивает, каким же предстает из этого описания маленький рысенок (веселый, забавный, смешной, игривый, шустрый, глупый).
Примечание. На этом можно закончить первое занятие по произведениям Чарушина. Второе занятие этой теме начнется с этапа № 8.
8. Учитель предлагает детям самостоятельно прочитать про себя рассказ Чарушина «Две мышки» в Читательском портфеле. Перед чтением установочные вопросы: о ком или о чем будет рассказ? Почему рассказ называется не просто «Мышка», а «Две мышки»? Как автор может относиться к этим персонажам? После чтения – проверка первичного восприятия: что удивило в рассказе? Что оказалось неожиданным?
9. Учитель просит найти в тексте рассказа описания мышек и сравнить, что общего в этих описаниях (блестящие глазки-бусинки, лапки, животик, обе любят слушать необычные звуки). Что необычного в поведении рассказчика? (он не прогоняет мышек; очень внимательно и по-доброму относится к ним; вместе с ними, как с друзьями, играет музыку, пишет рассказ).
10. На следующем этапе учитель подводит обучающихся к первичным литературным обобщениям: что общего в этих и других рассказах Чарушина? После устного предварительного обсуждения этого сложного вопроса обучающиеся самостоятельно выполняют задание № 6 в учебном пособии.
6. Порассужай, что общего во всех рассказах Евгения Чарушина.
Главные герои рассказов — _______________________________ .
Он любит описывать (взрослых, маленьких) животных.
Все его рассказы проникнуты чувством ______________________ .
Второклассникам нужно вписать или подчеркнуть ключевые слова: «Главные герои – животные. Он любит описывать маленьких животных. Все его рассказы проникнуты чувством любви (доброты, заботы, нежности и т.д.)». После выполнения и проверки этого задания можно (при наличии времени) обратиться к рассмотрению рисунков в книгах Чарушина на выставке, чтобы еще раз убедиться в правильности сделанных выводов.
11. Обсуждение специфики рассказов Чарушина подводит детей к пониманию особенностей личности писателя. С этой целью школьники выполняют задание № 7 в Читательском портфеле: им нужно выбрать и подчеркнуть один из трех предложенных вариантов ответа:
7. Что можно сказать о самом писателе, прочитав его рассказы? Выбери вариант ответа или дай своё определение. Обоснуй своё мнение текстом.
а) Чарушин — знаток природы, натуралист.
б) Писатель — защитник животных, борец за их права.
в) Сердце автора полно доброты и любви ко всему живому.
В принципе все варианты имеют право на существование, особенно если ученик сумеет обосновать свой выбор, но более точным в контексте урока будет третий вариант: «Сердце автора полно доброты и любви ко всему живому».
12. После этого будет уместным рассказ педагога о Чарушине, в рамках которого учитель раскроет истоки трепетной любви писателя к живому миру и подчеркнет особенности его личности и творчества. В ходе рассказа учителя обучающиеся рассматривают портрет писателя-натуралиста в тетради. Учитель просит хорошо читающих детей прочитать вслух информацию о писателе из раздела «Мои любимые писатели».
13. Второклассники выражают свое отношение к произведениям писателя и художника Чарушина, выполняя в тетради задание № 8:
8. Отметь, понравились ли тебе эти рассказы. Закрась звездочки (по выбору: несколько из 5)
14. На заключительном этапе занятия (или как домашнее задание – по желанию) дети выполняют творческое задание в Читательском портфеле: рисуют собственную иллюстрацию к одному из прочитанных рассказов. Учитель обращает внимание детей на то, что для качественной иллюстрации необходимо внимательно перечитать описание животного и отразить в рисунки все его черты, описанные автором. Самое трудное в иллюстрации – передать отношение автора к его персонажу.
Нажмите на кнопку вашей социальной сети и поделитесь информацией с вашими коллегами.