Как сделать школьника вдумчивым читателем?

Исследователи качества чтения учащихся начальной школы указывают на cнижение роли книги в системе духовных ценностей школьников. По наблюдениям педагога И. Тихомировой, современные первоклассники в большинстве своем уже не могут продолжить начальные строки знаменитых стихотворений А.Л. Барто «Уронили мишку на пол...» или «Наша Таня громко плачет...».

Нынешние школьники, выросшие главным образом не на чтении, а на просмотре телевизора, не могут сосредоточить внимание на том, что читают. Для них свойственна кризисная модель детского чтения. Ее черты: детский читательский негативизм, отказ от добровольного чтения серьезной литературы, превалирование в репертуаре чтения низкопробных книг, невысокая культура чтения, замена чтения программных произведений дайджестами, утрата детьми чувства языка.

Можно ли решить эту проблему в начальной школе?

В современных школьных программах по литературному чтению в начальной школе уделяется недостаточно внимания вопросам организации самостоятельного детского чтения. Сам предмет «Внеклассное чтение» исчез из базового учебного плана. Некоторые учителя, осознавая значимость внеклассного чтения для эстетического и духовного развития младших школьников и невозможность его включения в нормативный учебный процесс, выводят занятия по внеклассному чтению в сферу внеурочной деятельности.

Но в целом сегодняшняя ситуация в начальной школе очень печальна и характеризуется отказом от руководства детским чтением. Учителя сконцентрированы на сугубо традиционной стороне педагогического процесса: научить читать. Однако сегодня особенно востребованы слова К.Д. Ушинского: «Читать – это еще ничего не значит. ЧТО и КАК читать – вот суть вопроса».

Исходя из обозначенных выше проблем, нами был разработан и апробирован учебно-методический комплект (УМК) «Вдумчивое чтение». Цель УМК «Вдумчивое чтение» – возрождение системы занятий по досуговому чтению, в рамках которых учитель может организовать самостоятельное чтение младших школьников как дома, так и на занятиях в школе. С 2006 года УМК «Вдумчивое чтение» прошел апробацию в рамках уроков внеклассного чтения и внеурочной деятельности и получил одобрение учителей-практиков.

Важнейшими задачами, позволяющими реализовать поставленную цель, являются: формирование основ читательской культуры, литературного вкуса младших школьников; расширение их читательского и культурного кругозора; формирование их первичных представлений об особенностях творчества известных русских и зарубежных детских писателей; развитие воображения и литературно-творческих способностей.

Для кого предназначен этот проект?

УМК «Вдумчивое чтение» разрабатывался на основе анализа программ и учебных хрестоматий по литературному чтению, рекомендованных Министерством образования и науки РФ, и может быть использован при работе в следующих так называемых традиционных педагогических системах: «Школа России», «Школа 2100», «Гармония», «Школа ХХI века», «Планета знаний» и др.

Как отбирались тексты для этого проекта?

Отбор литературных текстов осуществлялся на основе следующих принципов: ориентация на читательские интересы ребенка; разнообразие тематики и жанров литературных текстов; разнообразие круга авторов; тексты, изучаемые на занятиях по внеклассному чтению, не дублируют, а расширяют и дополняют литературный материал уроков классного чтения.

Важнейшим принципом, определяющим содержание программы, является принцип художественной значимости изучаемого произведения. К изучению представлены те классические произведения мировой детской литературы, которые каждый образованный человек должен знать с детства. Поэтому в программу включены стихотворения, рассказы, сказки, повести классиков современной детской литературы (А. Алексин, Кир Булычев, Л. Давыдычев, Б.Заходер, С.Козлов, Ю. Мориц, М.Москвина, Э.Успенский), а также зарубежных писателей разных стран (А.Милн, Д. Барри, Д. Дефо, Д.Р. Толкиен, Э. Распе, Э.Т.А. Гофман, Ж. Верн, С. Лагерлеф, М. Твен).

Что заинтересует ребенка-читателя в этом УМК?

В помощь обучающимся разработан и апробирован особый жанр учебного пособия – рабочие тетради «Читательский портфель». В настоящее время созданы учебные пособия «Читательский портфель для 1 класса»«Читательский портфель для 2 класса»«Читательский портфель для 3 класса»«Читательский портфель для 4 класса».

В методический аппарат учебных пособий входят помимо художественных текстов разнообразные задания аналитического, проблемного, творческого и игрового характера, памятки и анкеты для читателя, обширная информация о писателях. Это позволяет индивидуализировать процесс литературного образования учащихся.

Важнейшее место в учебных пособиях занимают  аналитические и проблемные  задания, которые, формируют осознанность чтения, позволяют структурировать сложный текст, формируют умение анализировать текст, развивают интеллект ребенка. В пособиях представлена система творческих заданий: придумай продолжение сказки, сочини устный рассказ, посоревнуйся с поэтом и т.д. Даны упражнения, направленные на формирование выразительности чтения (создание «партитуры» текста, пробы выразительного чтения, чтение по ролям, инсценирование).

Особое значение приобретает задание под названием «читательский рейтинг», направленное на осознание школьником своих читательских впечатлений (так называемая читательская рефлексия). Для углубления интереса к чтению особое значение имеют игровые задания: тесты, викторины, кроссворды, литературные игры.

Какая методическая помощь оказывается педагогу?

Для совершенствования литературоведческих и методических компетенций учителя в данной предметной области нами разработаны методические пособия «Вдумчивое чтение в 1, 2, 3, 4 классе (с использованием учебного пособия «Читательский портфель»)». Пособия углубляют литературоведческие и методические знания педагога: в них представлено тематическое планирование занятий на учебный год; дана обширная информация о писателях и изучаемых произведениях, а также развернутое изложение хода всех занятий с указанием целей, задач и приемов работы. В методических пособиях представлены развернутые диагностические материалы для начального и итогового мониторинга читательских умений обучающихся.

С 2006 года учебно-методический комплект «Вдумчивое чтение» прошел апробацию в школах Свердловской и Челябинской областей, а также получил одобрение учителей-практиков из разных городов Российской Федерации. Как показывает опыт, занятия проходили так, что детям было интересно – читать, делиться читательскими впечатлениями, отстаивать свое мнение, пересказывать, рисовать иллюстрации, играть и отгадывать кроссворды, сочинять творческие работы, смотреть экранизации изучаемых произведений и обсуждать прочитанное, услышанное и просмотренное. 

В заключение хотелось бы вспомнить справедливые слова В.А. Сухомлинского, который утверждал: «Атмосфера любви к книге, уважения к книге, благоговения перед книгой – в этом заключается сущность школы и педагогического труда. В школе может быть все, но если нет книг или если книгу не любят и равнодушны к ней, это еще не школа…».

Оформить заказ на пособия

Вернуться в раздел Статьи

Нажмите на кнопку вашей социальной сети и поделитесь информацией с вашими коллегами.

MySQL: 0.0006 s, 2 request(s), PHP: 0.0458 s, total: 0.0465 s, memory (average: [^ma^], maximum: [^mm^]) , document retrieved from cache.