Как читать «Зимнее утро» А.С. Пушкина детям? (продолжение)

Первая часть статьи

Информация для учителя по анализу каждой строфы

Вся  первая строфа окрашена настроением радостного ожидания, утренней бодрости. Это передается восклицательными предложениями в первой и последней строке, а также обильным использованием глаголов в повелительном наклонении: «проснись», «открой», «явись». Нежные, игривые обращения к «красавице» придают общей картине утреннего пробуждения оттенок любовной забавы. Чувства к «красавице» сливаются у героя с настроением всеобщего ликования.

Вторая строфа окрашена совсем другим настроением – печальным, тревожным. Оно передано и прямым называнием настроения («И ты печальная сидела»), и одушевленным пейзажем с помощью олицетворений: «вьюга злилась», «мгла носилась», «тучи мрачные». Картина вечерней, «вспоминаемой» вьюги открыто контрастна по отношению к картине солнечного утра. Тем самым еще более подчеркивается, заостряется настроение «сегодняшней» радости и бодрости.

Контраст настроений продолжается в третьей строфе стихотворения, рисующей образ «великолепной» русской природы, которую герой может наблюдать из окна. Блеск, яркость, красота пейзажа создаются с помощью эпитетов, которые передают характерные контрастные цвета русской зимы: «Под голубыми небесами», «блестя на солнце, снег лежит», «Прозрачный лес один чернеет». Поэт повторяет однокоренные слова «блестя», «блестит», чтобы акцентировать внимание на праздничности изображенного мира. Сравнение снега с «великолепными коврами» еще более подчеркивает эту яркую картину ликования и восторга.

 В следующей, четвертой строфе, продолжается настроение предыдущей строфы и одновременно намечается контраст по отношению к нему. Здесь есть и тот же «блеск», и настроение радости и любви к миру. Однако взор поэта обращен теперь не на внешний мир, а на домашний, лишенный торжества и великолепия, но уютный, теплый. Настроение неги, мечтательной расслабленности создается с помощью и метафорического эпитета «янтарный», и олицетворения «веселым треском», и прямого обозначения эмоционального состояния героя «Приятно думать...». Однако к концу строфы мы ощущаем, что ему все же не хватает движения, бодрящего простора. Вновь меняющееся настроение передает нетерпеливое восклицание героя: «Но знаешь...».

Это настроение порывистого движения и манящего простора продолжает воплощаться в  пятой строфе. Однако заканчивается стихотворение плавной напевностью и неожиданной, контрастной грустью, которые порождены открывающимся взору русским раздольем. Бодрость и энергия души как бы растворяются в этом огромном «пустом» мире. В последних строках звучит и проникновенный лиризм («И берег, милый для меня»), и затаенная грусть одиночества, рождающегося от соприкосновения хрупкой души с бесконечной и вечной блистающей природой.

7. После этого учащиеся формулируют ответ на главный вопрос урока: Какое настроение хотел передать поэт, назвав свое стихотворение «Зимнее утро»?

Доминирует счастье, ликование, блаженство и восторг, которые рождены влюбленностью героя и ассоциируются с чудесным морозным утром. Одновременно гармоничное чувство любви позволяет герою восхищаться разными, очень контрастными проявлениями природы, любви, жизни. Пушкинский герой любит весь мир.

8. В дальнейшем учитель проводит обобщающую беседу о герое пушкинского стихотворения: «Герой Пушкина переживает очень контрастные настроения. Что можно сказать о таком человеке?» Для ответа на этот проблемный вопрос дети могут выбрать один или несколько ответов, предложенных учителем и написанных на доске, либо дать свой вариант ответа.

Варианты ответа:

  • у этого человека глубокие, сильные чувства;
  • он несерьезный, легкомысленный человек.
  • он влюблен, и поэтому ему все в жизни нравится: и вечерняя вьюга, и утренняя заря, и солнечный блеск.

Конечно, наиболее точный вариант ответа – третий, и его выбор  детьми будет свидетельствовать о том, что анализ текста достиг своей цели: понимания ими сложного внутреннего мира пушкинского героя. Однако учителю не стоит настаивать на этом варианте, дав учащимся возможность высказать собственные суждения о пушкинском герое.

9. На заключительном этапе проводится работа над выразительностью чтения «Зимнего утра». Определяются темп, громкость чтения в каждой строфе, выверяются наиболее точные интонации. Учитель обращает внимание на те слова и выражения, которые были выписаны в таблице. Они являются главными носителями лирического настроения и потому должны быть интонационно выделены при  чтении.

10. Дома или самостоятельно на уроке дети могут выполнить еще одно задание, направленное на формирование умения понимать значение цветовых эпитетов в раскрытии лирического переживания стихотворения, а также способствующее развитию образного мышления, воссоздающего и творческого воображения  учащихся. Учащимся нужно выбрать краски, которые помогут выразить настроение героя в каждой строфе, и «закрасить» выбранными цветами прикрепленную на доску палитру. В качестве «красок» детям могут быть предложены заранее подготовленные полоски разноцветной бумаги или ткани.

Это задание требует нового перечитывания пушкинского стихотворения с точки зрения выявления его цветовой гаммы. Подсказки дети должны найти в тексте. Работа может выполняться в пяти группах, каждая из которых исследуют одну строфу, а затем представляет на обсуждение свои «живописные открытия».

Ответы:

1 строфа: «Мороз и солнце!» (солнечный цвет), «навстречу северной Авроры…» (Аврора – богиня зари в римской мифологии; заря – розовый цвет).
2 строфа: «на мутном небе», «как бледное пятно», «сквозь тучи мрачные желтела» (грязно-желтые, коричневые, мутные цвета).
3 строфа: «под голубыми небесами», «прозрачный лес один чернеет», «ель… зеленеет», «речка… блестит» (голубые, зеленые, блестящие цвета).
4 строфа: «янтарным блеском» (теплый желтый цвет).
5 строфа: «по утреннему снегу», «поля пустые», «леса, недавно столь густые» (белый, серый цвета и – пустота?).

К началу статьи

Вернуться в раздел «Статьи»

Нажмите на кнопку вашей социальной сети и поделитесь информацией с вашими коллегами.

MySQL: 0.0007 s, 2 request(s), PHP: 0.0435 s, total: 0.0442 s, memory (average: [^ma^], maximum: [^mm^]) , document retrieved from cache.